Константин Федорович Богаевский (1872—1943)

Константин Федорович Богаевский — русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма — Киммерии. Почти всю жизнь прожил в Феодосии. Александр Грин познакомился с Богаевским после переезда в Крым в 1924 году. Точная дата знакомства неизвестна. Нина Николаевна Грин в своих воспоминаниях говорила, что их знакомство состоялось после приезда в Феодосию, и, по всей видимости, в Коктебеле в доме Максимилиана Волошина.

Из воспоминаний Нины Грин: «Константин Федорович — культурная persona grata Феодосии, как Максимилиан Волошин — Коктебеля. Все писатели, поэты, художники и актеры, приезжая на Восточный берег, бывали гостями того или другого. Внешне они были весьма различны. Худенький, небольшого роста, всегда изящно одетый, серьезный Константин Федорович ничем не был равен красной рыжеволосой туше Волошина, плотоядной и чувственной. И жили они по-разному. Богаевский — на Карантине, в Феодосии, в низеньком длинном старинном домике в глубине заросшего зеленью двора, комфортабельном и изящно уютном, и в великолепной, полной света, воздуха и настоящих произведений искусства, мастерской. Максимилиан Волошин — на берегу моря в Коктебеле, в шумном, экстравагантном Доме отдыха московских писателей, бывшем своем доме, где он имел для себя лично две комнаты и кабинет-библиотеку».

Александр Грин с женой иногда ходили в гости к Богаевским: «Мы бывали у Константина Федоровича редко, но с удовольствием. Он был спокойный, очень интересный собеседник. За внешней благовоспитанностью настоящего его отношения к нам мы сначала не замечали. За нашу жизнь в Крыму он один или с женой Жозефиной Густавовной был у нас раз пять».

Нина Николаевна в своих воспоминаниях рассказывала о том, как постепенно портились отношения между Александром Степановичем и Константином Федоровичем, это происходило в начале 1930-х годов: «...Наступили для нас дни жестокой нужды. Александр Степанович стал пить. Пил даже в Феодосии. Иногда, шатаясь, пьяненький брел домой. Как-то в Феодосии он прогуливался с Богаевским по привокзальному бульварчику. Присели отдохнуть, и Богаевский неожиданно, так как разговор не вел к тому, говорит: "Как жаль, Александр Степанович, что вы не можете сдержать себя, даже, шатаясь, пьяный, ходите по улицам. Вы компрометируете себя..." Впоследствии Александр Степанович рассказал мне, что на эти слова так в нем вскипел гнев, что в первую минуту ему бешено захотелось ударить художника, и он задохнулся в словах, стремившихся вырваться из его уст. Но спасительный разум все-таки удержал его руку, и он, трясясь от сдерживаемого возбуждения, сказал: "Я думал, Константин Федорович, что вы более тонкий человек. Вы в благополучии своей отрегулированной, обеспеченной и аккуратной жизни забыли, что души и жизни человеческие различны. И что на дне кое-что иногда бывает виднее. Меня осуждать может только моя жена, которая — мой ангел-хранитель, а на всех остальных мне наплевать..." Встал и, не прощаясь, ушел. Домой пришел мертвенно бледный. Это был признак очень глубокого потрясения. После этого Александр Степанович не хотел больше встречаться с Богаевским. Переезжая в Старый Крым, мы не зашли проститься с ними».

Последняя встреча Грина и Богаевского произошла в июне 1931 года. «...Мы сидели в садике своей квартиры на Октябрьской улице. Видим: в калитку входит чета Богаевских. Оказывается, они приехали к своей старокрымской родственнице и решили навестить нас. Гости есть гости. Пошли в комнату Александра Степановича, зашли и в две другие. "Какая у вас изумительная чистота и порядок", — заметила, уходя, Жозефина Густавовна. "Это единственное украшение нашей бедности", — сказала я...», — вспоминала Нина Грин.

Биография

Константин Федорович Богаевский родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего. В 1880 году Константин поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Живописи начал учиться в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского. Позднее поступил в Петербургскую Академию художеств, в которой проучился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Весной 1898 года Богаевский путешествовал по Италии, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. Выставлять картины Богаевский начал с 1898 года, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене, Париже и Москве.

В 1904 году вступил в Новое общество художников, был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте — венчание состоялось в Храмe Иверской иконы Божьей Матери. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

В 1906 году картины Богаевского были представлены на выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d'Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров.

В 1910 году Богаевский стал членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов его близкого друга Максимилиана Волошина «Годы странствий», иллюстрированная рисунками Богаевского. С 1911 года Богаевский входит в объединение «Мир искусства». В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.

В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. Похоронен в Феодосии на городском кладбище.

Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2018 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.