На правах рекламы:

Работа город Самтредиа.

Александр Грин — любитель цирка

В произведениях Александра Грина довольно часто упоминается цирк и все, что с ним связано. Возможно, что поклонником циркового искусства Грина сделали детские и юношеские воспоминания. В его родном городе Вятка, если верить газетам того времени, очень часто были цирковые представления, на которых успешно выступали гимнасты, наездники, силачи и клоуны.

Цирк в Вятке находился возле Александровского сада на Преображенской улице, и наверняка Саша Гриневский часто посещал веселые представления. Да и много лет спустя, по воспоминаниям его третьей жены Нины Николаевны, «цирк Александр Степанович любил и чаще посещали мы его, чем театр. В цирке его привлекала эквилибристика и жонглирование».

Один из близких приятелей Александра Грина, его сосед по Дому искусств в Петрограде в 1920—1921-х годах поэт Всеволод Рождественский вспоминал: «Однажды я встретил Александра Степановича в Таврическом саду, у полотняного цирка Шапито и, признаться, несколько удивился — что привлекло его сюда? А он, словно предугадывая мой вопрос, взял меня под руку и сказал: "Не удивляйтесь. Бываю здесь уже вот третий день. Люблю цирк. Вот где нужно учиться настоящему искусству. Тут уж нельзя ни в чем соврать — рискуешь головой!"».

Александр Грин был хорошо знаком с писателем Александром Куприным, предпочитавшим общество клоунов, кучеров и борцов обществу иных праздно болтающихся литераторов и встретившим в Грине родственную душу. Знаком Грин был и с «дядей Ваней» — Иваном Лебедевым — редактором журнала «Геркулес» и арбитром французской борьбы.

В творчестве Грина цирковой мир поражает своим многообразием. Он написал несколько рассказов и новелл, наполненных впечатлениями цирка с их сочетанием фантастического и реального. Не случайно исследователь жизни и творчества Грина Людмила Михайлова пишет: «Цирк занимал воображение Грина нарушением законов тяжести. Тут была почва для переноса отношений человека и пространства в фантастический план».

В начале XX века, незадолго до Первой мировой войны, в России была очень популярна цирковая борьба, это стало повальной модой. В те годы Грин написал рассказы «Без публики», «Гриф», «И для меня придет весна», легенду «Как силач Рыжий Джон боролся с королем».

В других произведениях Александра Грина, связанных с цирковой темой, появляются проблемы, всегда тревоживших творческое сознание писателя. Например, в рассказе «Происшествие в улице Пса» говорится о верной, всепоглощающей любви. В центре истории судьба фокусника Александра Гольца, которого разлюбила девушка. Гольц не хочет жить, но перед самоубийством он решил растревожить мир мелких людишек улицы Пса, досадить им, используя для этого свое искусство иллюзиониста. Он превращает в трактире водку в запечатанной бутылке в обычную воду, из куриного яйца, вытащенного из лотка уличной торговки, достает золотую монету...

Несомненна цирковая основа этого рассказа. Возможно, Грин читал о знаменитом фокуснике XIX века Александре Германне (ум. 1896), который гастролировал по многим городам России. Один из номеров Германна назывался «Неисчерпаемая бутылка». Из этой бутылки Германн наливал различные напитки: вода у Германна превращалась то в лимонад, то в шампанское. Возможно, что Грин знал о фокусах еще одного факира Дмитрия Лонго. В его руках пяток яиц превращался в цыплят. А из только что испеченного хлеба извлекалась медная копейка, из носа какого-нибудь зеваки — бусы. В начале XX века Лонго был очень знаменит.

Впечатления Александра Грина от цирковых феерий и иллюзиона отражены и в других произведениях. Например, «Фанданго», «Ива», «Канат». Необходимо отметить, что в них Грина больше интересовал момент психологический — положительное действие нервной встряски на человеческий организм. Тема цирка отразилась и в первом большом романе Грина — «Блистающем мире». В этом произведении говорится о летающем человеке. «Человек Двойной Звезды» (настоящее его имя Друд) впервые демонстрирует летящий бег по воле автора в цирке — месте удивительных событий и возможностей.

В «Блистающем мире» можно найти еще один отзвук впечатлений автора от цирка. Это игра музыкальных эксцентриков. Александр Грин проникновенно, тщательно выбирая слова, описывает игру на самодельном музыкальном инструменте — бутылках. Этот необычный инструмент придуман Стеббсом, другом Друда. Мелодичный звук этих бутылок был «тих и приятен, как простая улыбка». Друзья, сидя в башне маяка, играли вальс из «Фауста», «Старый фрак Беранже», «Санта Лючию», второй вальс Годара. Прощаясь, Друд говорит: «Спасибо! Ночь была хороша, сделали мы и хорошую минуту».

Грин мог слышать в цирке известных музыкальных клоунов Бима и Бома (Радунского и Станевского, позднее и Николая Вильтзака), звучащими инструментами которых были горшки, пилы, сковороды, бубенчики или, как у героев Грина, бутылки.

Да, цирк Грин любил. И всегда он был и оставался для него местом удивительных событий, необыкновенных людей, исключительного мастерства, местом, где рождались, наверное, многие его сюжеты и темы.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2018 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.