Дмитрий Лосев. Счастье — издавать гриновские книги. От редактора-издателя

На излете крымского лета, в августе 1995-го, гриновская Феодосия впервые устроила зрелищный фестиваль искусств. «Карнавал в Гель-Гью» — так феерично был он назван. Центром праздника стали панно «Бригантина» на Музейной площади и сам музей Александра Грина — дом, в котором были явлены миру лучшие романы и рассказы писателя.

Поэтические вечера, концерты романтической песни, спектакль «Алые паруса», вернисаж написанной специально к этим дням картины Александра Жерноклюева «Карнавал в Гель-Гью», юношеские «Состязания в Лиссе», кинофестиваль, конкурс «Ассоль-95», показ карнавальных причесок... Всё это придумали сотрудники музея, а также друзья Дома Грина во главе с галеристом Игорем Ильницким.

Кульминацией фестиваля стали костюмированные катания на лошадях и маскарадное шествие до городской набережной. Помните, из «Бегущей по волнам»: «В воздухе висела яркая золотая сеть, сверкающие гирлянды, созвездия, огненные розы... Толпа была так густа, что народ шел прямо по мостовой...» И вот уже в современной Феодосии, как и в гриновском Гель-Гью шумят в карнавальных костюмах ряженые: дамы нэповских времен лукаво прикуривают сигаретки, Клеопатра с Нероном прохаживаются по Галерейной, настоящий афроамериканец примеряет тельняшку, а «королева ресниц» кокетливо позирует перед объективами фотокамер. Хозяин кафе «Ассоль» Гурам Парменович выезжает на лошади в национальном грузинском костюме: всё при нем — папаха, бурка, кинжал. Визжит довольная детвора...

Именно в эти дни августа 1995-го в городе появилась небольшая книжка — «На облачном берегу». Возникла, родилась, пришла к читателю... В изящной суперобложке, с тонкой графикой Светланы Арефьевой, — выпустил ее Издательский дом «Коктебель».

Это была наша первая книга. К слову сказать, никогда в истории города не было своего книгоиздательства. И вот — первое. И началось оно — с гриновских строк! На облачном киммерийском берегу феодосийцы-книгочеи, раскрыв книжные страницы, познакомились с редкой и благоухающей пряным южным ароматом прозой Грина — новеллами, созданными в Феодосии.

Начиная тогда свою издательскую деятельность, мы не думали, что гриновская тема для нас станет одной из ведущих. Не предполагали, что издадим впервые в полном виде объемные мемуары о писателе (Нина Николаевна Грин, Вера Павловна Калицкая, современники...), опубликуем неизвестные произведения Александра Грина (роман «Недотрога»!), создадим многотомную книжную серию «Классика», выпустим впервые большой том эпистолярного наследия...

И вот уже — реалии современной России: мы стали издательством, равным которому по разработке гриновской темы в нашей стране нет.

Всё это благодаря Феодосийскому музею писателя и труду научных сотрудников, сделавших гриновский музей исследовательским центром гриноведения. К слову, о Феодосийском музее Грина, как о научной лаборатории, говорил еще треть века назад академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В музейной книге отзывов сохранились написанные им строки: «Нам, историкам русской литературы, хорошо известна большая работа музея по собиранию исследовательских сил, связанных с творчеством А. Грина. Феодосийский музей является сегодня в стране единственной базой, где получают апробацию научные разыскания, где формируются научные авторитеты в области изучения наследия А. Грина, художника, чье значение безусловно будет всё более и более возрастать...»

На титульном листе книги, которую вы держите в руках, указан год издания — 2015-й, год 20-летия Издательского дома «Коктебель». В сотрудничестве с Феодосийским музеем выходит в свет наша четырнадцатая гриновская книга. Пусть будет и ее судьба счастливой!

Автор новой книги — Юлия Александровна Первова (1916—2001), биолог по образованию. После встречи с Ниной Николаевной Грин в 1958 году, она стала одним из основоположников свободного гриноведения, переставшего говорить шепотом.

Юлия Александровна — человек трудной судьбы. Потеряв на фронте мужа, она осталась одна с малолетним сыном, разделив этим послевоенную судьбу многих тысяч советских женщин. Сын вырос, став ее другом, опорой и надеждой. У них были общие интересы, одна профессия и общая любовь к творчеству Грина.

И вот по нелепой случайности в июне 1958 года ее восемнадцатилетний сын Борис трагически погибает. Юлии Александровне было тогда 42 года. Сломленный, одинокий, уже не молодой человек, как она сама писала потом, она ощущала себя «на дне черной воронки горя». Куда жить? Зачем?

Встреча с Ниной Николаевной Грин, которая неожиданно тепло, со свойственным ей тактом, по-человечески подключилась к ее горю, стала, возможно, той точкой кристаллизации, которая спасла Юлию Александровну и вернула ее к жизни. Первова была потрясена, когда во второй приезд к Нине Николаевне увидела фотографию своего сына на ее рабочем столе и услышала слова: «Мне кажется, ваш мальчик похож на Гнора, верно?»

Возродился интерес Юлии Александровны к литературе, проявились ее одаренность на этом пути, хороший литературный язык. Она стала одним из ведущих гриноведов. Многие часы, проведенные в архивах, изучение источников, встречи со свидетелями и очевидцами жизни Нины Николаевны позволили ей накопить огромный фактический материал, разрушающий горы мифов, клеветы, идеологической чуши и просто вранья.

Бдительное советское гриноведение многие события из жизни Грина и Нины Николаевны либо скрывало, либо искажало в угоду заранее заданным «концепциям».

Приказ быть бдительным можно выполнить к установленному сроку, а вот приказ быть доверчивым, свободным — к сроку не выполнишь, да и может ли это вообще быть приказом?.. Легко освободиться от цензуры — для этого цензуру нужно отменить. А вот освободиться от самоцензуры, от привычки оглядываться и говорить шепотом — у многих долго не получается, а у некоторых — не получится уже никогда.

Юлия Александровна стала свободным человеком задолго до того, как в советской стране случилась Перестройка и были разрешены «дозволенные речи».

Всем этим и интересны ее очерки.

Их главные герои — Александр и Нина — в этой книге вновь вместе. Жизнь «до», знакомство, первые любовные слова в стихах, рождение посвященных Нине «Алых парусов», семейная жизнь в Петрограде, Феодосии, Старом Крыму, походы по редакциям и поездки на отдых, изматывающие суды с издателями и надежда на выпуск новых книг, радость творчества и бытовые нужды, болезни, уход... Вместе им суждено было пройти путь длиною чуть более одиннадцати лет. И это время в жизни писателя было самым счастливым, творческим и светлым. Как и в ее судьбе!.. Нина Николаевна сохранила творческое наследие мастера, написала объемные воспоминания об Александре Степановиче. И это — в годы гонений на имя Грина, через собственные лагерные годы (полных десять лет!)... Нереабилитированная властями, она боролась за домик Грина в Старом Крыму — выстояла и одержала победу. Вернув себе дом, она создала в нем мемориальный музей писателя.

Обо всём этом — неравнодушно и ярко — пишет Юлия Первова.

Издать ее книгу нам предложил киевлянин Александр Аркадьевич Верхман. Он же и рассказал нам о судьбе Юлии Александровны. Друг крымских гриновских музеев, в последние годы он передал в фонды музеев Старого Крыма и Феодосии множество уникальных материалов, связанных с Ниной Николаевной Грин. Вместе с Юлией Александровной он является душеприказчиком Нины Николаевны, несет в мир светлую память о ней, очищая ее образ от клеветы и наветов.

В книгу он включил два главных произведения Юлии Первовой, написал предисловие. Подготовили текст к публикации и сделали обширный комментарий научные сотрудники Феодосийского музея А.С. Грина — Людмила Варламова и Наталья Яловая, а так же автор этих строк. Название книги — «Две судьбы: Александр и Нина Грин» — издательское.

Открывает книгу исследование «Страницы из жизни Гринов» — с таким названием оно публиковалось в 1990—1992 годах в Нью-Йорке («Новый журнал», кн. 181—186). Названия глав для настоящего издания даны составителем и издателем книги.

Второе произведение — «Алые паруса в сером тумане» — печатается по тексту, опубликованному в 1988 году в 147-м и 148-м номерах журнала «Грани» (Франкфурт-на-Майне).

Издатель и составитель книги признательны всем, кто помогал в ее подготовке. Особая благодарность коллективу Феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина.

Отдельное спасибо — доктору филологических наук, профессору Вадиму Евгеньевичу Ковскому (Москва) — за дружбу, многолетнее сотрудничество и ценные советы, а также — историку Алексею Дагитовичу Тимиргазину (Судак) за помощь в комментариях о городе Старый Крым.

Гриноведение Издательского дома «Коктебель» — продолжается!

Дмитрий Лосев

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2019 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.