3.1. Философское понимание искусства

На протяжении всего творчества А.С. Грин разрабатывает тему искусства, его роль в судьбе человека. Впервые музыка зазвучала в рассказе «Кирпич и музыка», в котором описывается, как один из героев слушает музыку. Звуки мелодии потрясли героя, он воспринял музыку, как проявление высшего, духовного начала. Но когда он понял, что мир «прекрасного» для него не доступен, так как принадлежит другому социальному миру, герой кидает кирпич и разбивает стекло окна, из которого слышится музыка. Прекрасная музыка не совпала с правдой действительности, тем самым причинив человеку страдания. Его боль вышла вместе с ругательством: «В этом ругательстве выливалась вся злоба, его, Евстигнея, против светлых, чистых комнат, музыки (...) и вообще всего, чего у него никогда не было, нет и не будет»1.

Таким образом, в рассказе музыка выполняет две функции, важные в творчестве А. Грина. Во-первых, обозначает социальный конфликт (недоступность для представителей социальных низов); во-вторых, — вводит в философскую проблематику: ставит вопрос о соотношении идеального и реального, о страдании и блаженстве и т. д.

С этой точки зрения важен рассказ «Искатель приключений», герой которого утверждает: «Искусство — большое зло. <...> Тема искусства — красота, но ничего не причиняет столько страданий, как красота. Представьте себе совершеннейшее произведение искусства. В нем таится жестокости более, чем вынес бы человек»2. Доггер — художник, создавший «особый мир несокрушимой нормальности»3. Мир без искусства. Доггер признается Аммону Куту: «Я не люблю музыки <...>. Я не люблю искусства»4. На самом деле Доггер прятал свое искусство от людей.

Он создал три картины, на которых изображена одна и та же женщина. На первой картине она изображена спиной к зрителю. «Сверхъестественная, тягостная живость изображения перешла границы человеческого; живая женщина стояла перед Аммоном и чудесной пустотой дали»5.

На второй картине женщина обернулась. «Всю материнскую нежность, всю ласку женщины вложил художник в это лицо»6.

На третьей картине была та же женщина, но с «хихикающими глазами», «ближе, чем ранее, глядели они мрачно и глухо: иначе блеснули зрачки; рот, с выражением зловещим и подлым, готов был просиять омерзительной улыбкой безумия, а красота чудного лица стала отвратительной»7, с картины смотрело «дьявольское лицо».

Женщины на картинах изображали жизнь: «Одна из них была зло, а другая — ложь»8. Написав эти картины, Доггер чувствовал, что его тянет «к тьме». И если Доггер «употребил бы свое искусство согласно наклону души в сторону зла»9, то это принесло бы ему гибель. Поэтому Доггер окружил себя благополучием, что являлось для него «поспешным бегством от самого себя»10. В конце произведения автор дает выбор зрителю. Аммон Кут говорит: «Пусть каждый человек представляет это лицо по-своему»11. Доггер уничтожил вторую и третью картины. В. Харчев пишет: «Изображая прекрасное, искусство заставляет человека страдать от несовершенства, которое извечно и неискоренимо; прекрасное не может быть предметом искусства, так как оно ложь. Ложь ведет к злу»12.

В ранних произведениях А.С. Грин считал, что искусство — зло и ложь. В то же время герои могут сделать свой выбор сами. А. Грин ставит своих героев перед выбором зла и лжи, стремиться им к идеальному или оставаться в реальности.

В более поздних произведениях отношение к искусству А. Грина меняется. На пути гениального музыканта Дюплэ становится гипнотизер Румиер. Так же, как и Доггер, Румиер думал, что искусство — зло.

Он уничтожил «музыку сфер», решив, что такая музыка не нужна человечеству: «Румиер вырвал скрипку с таким чувством, как если бы плюнул в лицо божества, прекратив тем уничтожающее очарование»13. Властолюбивый человек не вынес того, что есть более высшая сила. Румиер решил, что, услышав такую музыку человек сможет совершить «величайшее злодейство»14. Так же считал скрипач А.Л. Ягодин. Но это было их заблуждением. «Искусство — творчество никогда не принесет зла. Оно не может казнить. Оно является идеальным выражением всякой свободы»15.

В творчестве А. Грина встречается отношение автора к авангардному искусству. Наибольший интерес представляет рассказ «Серый автомобиль». В центре действия находится автомобиль СС-7—77. Именно автомобиль воплощает в себе образ современного искусства. Герой А. Грина не приемлет его, хотя человечество поклоняется машине. У автомобиля есть все: голос, дом, портреты, музыка, граммофоны, кинематограф, доктора, панегиристы, поэты. Но, по мнению героя, это все бездушные существа, «люди с сильно развитым ощущением механизма»16. Автомобиль, — считает герой Грина, — не путь вперед в духовном развитии человечества, а уничтожение человеческой души. Герой рассказа — Эбенезер Сидней — человек с обостренной чувствительностью. Всякий раз, когда он видит автомобиль, у него поднимается к сердцу «ощущение чужого всему, цинического и наглого существа, пролетающего с холодной душой огромные пространства ради цели невыясненной»17.

В. Харчев пишет: «Он убивает внутреннюю жизнь человека, а потому является не выражением культуры, а вырождением, ее ужасным гротеском. Футуризм — это искусство с точки зрения автомобиля»18.

Авангардное искусство в творчестве А. Грина не соответствует душе героя. «Музыка сфер» — живое воплощение тонко настроенной души человека, а музыка автомобиля — мертвая механика, без цели и смысла существования. А у настоящего искусства есть цель — «Любовь, Свобода, Природа, Правда и Красота»19.

Сопоставление света и тьмы, ада и рая, добра и зла проходит через все творчество А. Грина.

В философском осмыслении мира важен образ ночи. Он позволит точнее понять смысл музыки в рассказе А. Грина. Ночь усиливает темное начало в человеке. Она «выпускает» тайны душ героев А. Грина.

Герой А. Грина Пик-Мик характеризует ночь так: «Царство тревожных душ! <...> Наши сердца, сияющие отвратительным блеском, тусклые взоры убийц, <...> рай, брошенный в грязь разгула»20. Ночью действуют другие законы, чем днем. Л. Михайлова отмечает: «Ночью воображение затмевает логическую работу ума <...> Ночь таит мистику, ряд бессвязных и пугающих случайностей в воображении и поступках»21.

Действия многих рассказов происходят ночью («Крысолов», «Кошмар», «Заколоченный дом», «Лунный свет», «Дикая мельница»...). Ночь будит в героях дьявольское начало. Убийства в произведениях А.С. Грина в основном происходят ночью. Эниок из рассказа «Жизнь Гнора» жил с мыслью о близкой смерти: «За углом раздался меланхолический стон туземного барабана, пронзительный вой рожков: адская музыка сопровождала ночную религиозную процессию»22.

Даже религиозная музыка звучит ночью, как «адская».

Ночь — царство смерти. Яркий пример — рассказ «Ночью и днем». Капитан Чербель имел две души. С наступлением ночи он превращался в убийцу, но с лучами солнца «темная душа» его пропадает.

Музыка, звучащая в рассказах А.С. Грина днем и ночью, различна. Музыка — божественный дар, так считал А.С. Грин. Музыка дня — музыка света, радости, чуда. Музыка ночи — музыка тьмы, «эхо перепуганного сердца»23, музыка страха. «Ветер прошел по комнате, свеча погасла, и я услышал, как над моим ухом невидимая скрипка играет дьявольскую мелодию. Мелькнули образины, одна другой нестерпимее»24.

Основная часть сюжета рассказа «Крысолов» связана с ночью. Музыка сопровождает разговор невидимых, таинственных образов — образов смерти: «К звукам начинающегося неведомого оживления присоединился звук настраиваемых инструментов; резко прильнула скрипка; виолончель, флейта и контрабас протянули вразброд несколько тактов»25. Музыка тьмы не имеет стройности и гармонии божественной музыки.

В рассказе «Имение Хонса» Хонс объясняет другу Грилю свою идею, как осчастливить и очистить души людей. Для этого он исключил в своем доме все темные цвета, но ночью Гриль понял несостоятельность этой теории: «Мертвецки пьяный <...> Хонс сидел на коленях у полуголой женщины, <...> они орали во все горло непристойные песни <...>. На подоконнике три оборванца с лицами преступных кретинов изображали оркестр. Один дул что есть мочи в железную трубку от холодильника, другой бил кулаком в медный таз, третий, схватив крышку от котла, пытался сломать ее каминной кочергой. Хонс пел:

И — трах — тах — тах,

И — трах — тах — тах,

У — ы, у — ы, у — ы»26

Музыка в произведениях А.С. Грина тесно связана с цветом — это «симфония красок»27. И. Дунаевская отмечает, что «музыка Грина — это всегда цветомузыка»28. Цвета наиболее различимы при дневном свете, поэтому музыка рая — «материя в ее наивысшей красоте сочетании»29.

Итак, можно сделать выводы: во-первых, в раннем творчестве А.С. Грин мало разрабатывал тему искусства, так как считал, что искусство — зло. В. Харчев замечает: «Такова логика самого Грина в эти годы: тема искусства — красота, в жизни же и человеке нет или почти нет красоты, потому искусство жестоко по отношению к жизни. Потому Грин и отказался от изображения прекрасного»30.

Во-вторых, в 1916 году А.С. Грин переосмысляет свое творчество, в том числе и тему искусства. А.С. Грин начинает утверждать, что искусство «никогда не принесет зла», оно — спасение человечества. Искусство — творчество — высшее предназначение человека.

В-третьих, на протяжении всей жизни А.С. Грин критически оценивал авангардное искусство, считая, что оно не является «идеальным выражением всякой свободы», а относится к миру механики.

В-четвертых, свою музыку имеют в произведениях А.С. Грина и свет, и тьма. Музыка света — это цветомузыка со всевозможными мелодическими переливами, с божественной гармонией, отличающаяся стройностью созвучий.

Музыка тьмы — полное противопоставление музыке света: нестройная, однообразная мелодия, резкое звучание инструментов, гармония неживого, развязывающая инстинкты.

Примечания

1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 60.

2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 236.

3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 236.

4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 235.

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 241—242.

6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 242.

7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 243.

8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 249.

9. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 250.

10. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 280.

11. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 251.

12. Харчев В. Поэзия и проза А. Грина. М., 1975. С. 92.

13. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 422.

14. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 421.

15. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 425.

16. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 330.

17. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 317.

18. Харчев В. Поэзия и проза А. Грина. Горький., 1975. С. 92—93.

19. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 347.

20. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 179.

21. Михайлова Л.А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980. С. 43.

22. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 483.

23. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 396.

24. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 428.

25. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 428.

26. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 483.

27. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 297.

28. Дунаевская И. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина. Рига. 1988. С. 37.

29. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 297.

30. Харчев В. Поэзия и проза А. Грина. Горький, 1975. С.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2024 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.