Ю. Беликов. «Уральский след создателя "Алых парусов"»

23 августа родился великий романтик и писатель Александр Степанович Грин.

Случилось это 137 лет назад, а, кажется, будто бы недавно. Таков образ Грина и таковы его герои: это люди, в которых не умерла душа, а посему, с одной стороны, им свойственна вечная неуспокоенность, а с другой стороны, — очарованность миром. Какую из книг не возьми: «Бегущую по волнам» или «Алые паруса», или ранние, во многом ещё реалистические рассказы писателя. Поэтому нет ощущения, что ему — по календарю — подкрадывается к 140, напротив, Грин с ходом времени словно молодеет сам и уж точно — тянется к молодёжи.

За примером далеко ходить не надо. Стоит заглянуть в Парк истории реки Чусовой и практически сразу, уже на въезде в постниковский град Китеж, рядом с исторически достопримечательным, более чем 100-летним тоннелем, прорытым под железной дорогой, на берегу речки Архиповки взгляд человека непременно уловит гранитное изваяние. Это и есть Александр Грин — единственный памятник писателю-романтику, выполненный в рост усилиями пермского скульптора Радика Мустафина по проекту уроженца Чусового, другого скульптора Виктора Бокарева. А свидетельство того, что гранитное воплощение Грина притягивает людей молодых, — свадебные кортежи, приезжающие сюда по пятницам-субботам. С Грином фотографируются молодожёны, к его ногам, обутым в стоптанные сапоги, возлагают букеты цветов.

Многие привыкли ассоциировать автора «Алых парусов» с Крымом, Феодосией. И в этом часть исторической истины — Александр Степанович провёл там значительную и плодотворную часть собственной жизни, в Старом Крыму он и похоронен, но... Удивительное дело, не все пермские краеведы и уж, тем более, не все тамошние экскурсоводы знают, что, оказывается, 18-летний Саша Гриневский (такова его подлинная фамилия!) сначала освоил губернский центр, а затем — открывающиеся за Пермью малые города, посёлки и деревни, лесные делянки, стоянки охотников и золотодобытчиков.

Впрочем, он сам на излёте собственной жизни описал свои уральские похождения в «Автобиографической повести»: как шёл с запиской от отца по паркету владельца дома (ныне это здание, где расположен центральный гастроном) и на паркете оставались следы от мокрых, раскисших валенок; как впоследствии работал в вагонном депо на станции, а потом подался на восток — в сторону Чусового и Горнозаводска...

Согласно одной из версий, будущего писателя ссадили с поезда за безбилетный проезд. Сие, по мнению основателя Парка истории реки Чусовой Леонарда Постникова могло произойти на самой на тот момент крупной от Перми железнодорожной станции — Чусовская. Грин описывает дальнейший свой путь (после того, как был ссажен): юноша двигался по шпалам навстречу Горнозаводску и рождающейся судьбе писателя. И, стало быть, шёл мимо будущей детско-юношеской спортшколы олимпийского резерва «Огонёк» и Парка истории реки Чусовой. И там, в лесах Урала, по его собственному признанию, почувствовал в себе дар прозаика и фантазёра, потому что запас сказок, которые просил его рассказать дроворуб Илья, закончился, и Саша Гриневский начал выдумывать свои сказочные сюжеты. Лиха беда — начало.

В этнографическом парке — стараниями Леонарда Дмитриевича и художника Павла Фёдоровича Шардакова — можно теперь не только увидеть реальные чугунные плиты, некогда лежавшие у конторы Пашийского завода, куда заглядывал Грин, а также — композицию из каркасов старой домны, где довелось ему работать, но и, что называется, ступить на те самые плиты своими ногами и, возможно, хотя бы на мгновение «переселиться» в образ будущего автора «Бегущей по волнам».

А ещё, обратившись к его ранней повести «Сто вёрст по реке», сделать для себя феерическое открытие, которым когда-то поделился известный и пристальный книгочей Постников. Оно заключается в том, что впервые слово «Зурбаган» упоминается в прозаическом тексте, имеющем прямое отношение к уральским реалиям и, в частности, Перми. В Зурбагане звучит «рёв пушечного завода»! На тот момент в России был один из немногих таких заводов — Мотовилихинский. Это уже потом Зурбаган, согласно воле писателя, переместится в пространстве в южные пределы, но изначально-то он получил прописку здесь, на уральской земле. Эх, если бы пермские экскурсоводы были бы хоть чуточку начитанней и любопытней!

Впрочем, ежели такой знаток мировой и отечественной литературы, как верный друг нашего Парка, недавно ушедший от нас поэт Евгений Александрович Евтушенко так проникся в своё время видом гранитного Грина на берегу речки Архиповки, значит, уральской одиссеи великого романтика ещё предстоит быть изученной и взятой на вооружение.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2018 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.