3.3. Музыка социальных слоев в «стране» А. Грина

Страна «Гринландия» так же, как и в реальном мире, делится на бедных и богатых. Каждому классу соответствует своя музыкальная культура.

Как и в реальном мире люди, обладающие хорошим достатком, получали музыкальное образование, — владели игрой на фортепиано. Но А.С. Грин наделяет душой своих героев независимо от их сословия. Душа, способная понимать музыку, есть у каждого человека. Именно поэтому так завороженно слушал музыку Евстигней, простой рабочий. Мысль услышать звучание фортепиано влекла его каждую ночь к красивому дому, «чистым комнатам», «светлым окнам», из которых звучит прекрасная музыка. Грэй, предлагая Дуссу собрать оркестр, говорит: «Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят эстрады своими замысловатыми шумами, — нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг»1.

А. Грин высказывает мысль, что простые люди лучше понимают музыку, чем люди высшего общества. Богатые, образованные, прекрасно владеющие инструментом герои из высшего общества понимают красоту музыки, но красота эта холодная, без огня жизни. В рассказе «Воздушный корабль» А. Грин описывает игру Лидии Зауэр: «В холодную тишину зала ударились звонкие, мягко повторяемые аккорды. Играла Лидия Зауэр, томная блондинка, с холодным взглядом, резким голосом и удивительно нежным <...> цветом волос. Лицо ее <...> мерно колебалось в такт музыки, совсем спокойное и чужое звукам рояля»2.

Инструменты, вещи, связанные с миром музыки, — граммофон, музыкальные шкатулки, часы с музыкой, театры, доступные чаще всего богатым. Вот почему разбогатев, персонажи А. Грина приобретают предметы, ассоциирующиеся с высшим обществом. Михаил, сын Граньки, не желая жить, как отец, решил разбогатеть. Вернувшись к отцу барином, Михаил рассказывает: «Действительно, вышел я в люди и все такое. Сперва пятьсот получал, теперь тысячу. Венская стоит мебель, граммофон купил дорогой, играет»3. Пик — Мик, предлагая женщине за петуха 30. 000 рублей, говорит, что за эти деньги можно приобрести «каменный трехэтажный дом, картины, дорогие цветы, паркет, рояль лучшей фабрики»4. Владелец ресторана «Отвращение» Кишлот разбогател и «выучился играть на механическом пианино»5. Но все эти стремления не связаны с духовными потребностями.

Среди бедных людей также есть люди со «светлой душой» и с «темной». Часто в произведениях А.С. Грина люди из низших слоев общества способны понимать музыку, но они необразованны. Боцман Атвуд, отвечая на вопрос Грэя, где Пантен, говорит: «Он занят, на него напали там какие-то люди с трубами, барабанами и другими скрипками»6. Музыка «прекрасная» им чаще всего недоступна.

Музыка бедных — это песни пьяниц: «Пэд одобрительно мычал, пытаясь затянуть песню, но ничего, кроме хриплого рева, не выходило из его воспаленной глотки, привычной к мелодиям менее, чем монах к сену»7; это непристойные песни матросов, бродяг. Музыка низов напоминает звуки реального мира: «На дворе, где стояла казарма, сидели татары и громко, пронзительно пели резкими, гортанными голосами. Увлекшись и краснея от напряжения, смотря и ничего не видя, они вздрагивали, надрываясь, и в вопле их, монотонном, как скрип колеса, слышалось ржание табунов, шум степного ветра и неприятный верблюжий крик»8.

Делая выводы, можно сказать, что во-первых, музыка, звучащая в произведениях А. Грина, связана с социальной средой. Музыка, исполняемая в высших слоях общества и низших, контрастна.

Во-вторых, А.С. Грин наделяет своих героев чуткой душой, независимо от их среды обитания. Они способны понять божественное происхождение, но для людей из низших слоев общества музыка чаще всего недоступна.

В-третьих, неравенство социальных слоев порождает потребительское отношение к музыке. Герои стремятся не к пониманию музыки, а к самоутверждению при помощи предметов музыкального мира, принадлежащего верхним слоям общества.

Примечания

1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 54.

2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 176.

3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 458.

4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 184.

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 157.

6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 57.

7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1 С. 342.

8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 51.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2019 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.