3.4. Музыка как эмоциональный фон в произведениях А. Грина

Часто в произведениях А.С. Грина музыка является выразителем эмоционального состояния героев: веселье, печаль, грусть, нежность, тревогу и т. д. Необычный восторг испытывает Тарт, попав на остров своей мечты. Восторг души переходит в песню: «Тарт кричал с блестящими от слез глазами: голос его летел к водопадам, бился в каменные уступы и трижды повторенный эхом, перешел в песню, вызванную внезапным, мучительным потрясением, страстную и простую»1. Скрипач Дюплэ обладал внутренней музыкой. Его «возбужденные чувства»2 находились под влиянием музыки. Уверенность, решительность в правильном выборе своей судьбы слышится в пении революционера из рассказа «Третий этаж»: «Мистер запел «Марсельезу» <...> Он увидел пушку и запел»

Совсем по другому звучит музыка перед смертью героев в рассказе «Рай», которые пытаются скрыть волнение, тревогу. «Бухгалтер пугливо улыбался, ворочался, напевая сквозь зубы и часто вздыхал»3. Банкир тоже пытался сдержать отчаяние: «Наклонив голову, с рассеянным и сухим лицом мурлыкал он когда-то любимые мотивы, песни и арии, но деланно звучал голос»4.

Протяжная, задумчивая песня звучит, когда герой погружен в свои мысли. «Он [негр] <...> пел и думал. Пение, похожее на визг токарного резца по железу, обрывалось с каждой затяжкой, возобновляясь, когда свежий клуб дыма вылетал из сморщенных губ»5.

Чаще всего состояние души герои передают через пение. Но иногда герой слышит музыку, соответствующую его эмоциональному состоянию.

В рассказе «Далекий путь» герой испытывает умиротворение, спокойствие. В это время он слышит духовные песнопения, исполняемые «хорошо спевшимися голосами двухсот крепких мужчин. Торжественные звуки молитвенного пения создавали в тишине вечера настроения благости и покоя»6.

Герой рассказа «В Италию» Геник скрывался от преследования. «Где-то, вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс»7. Музыка шарманки совпадала с чувствами Геника — «загнанного зверя».

В произведениях А.С. Грина музыка выражает не только эмоциональное состояние героя, но и создает эмоционально-экспрессивный фон всего произведения. «Прекрасная музыка» пронизывает произведения «Алые паруса», «Блистающий мир», «Фанданго», «Черный алмаз», «Таинственная пластинка»... Во многих произведениях музыка тесно связана с романтическим миром А.С. Грина, а также с темой чуда, таинственного, необъяснимого. Бирк, стоя под дверью, не знал, что его ждет: «Я стоял на пороге чуда»8. Бирк не знал, что находится за закрытой дверью. «Тогда, против моей воли, скрытое стало приобретать зрительные образы, цвета воспаленной мысли. Симфония красок кружилась перед моими глазами и переливы их были музыкальны, как оркестровая мелодия. Я видел пространство, границами которого были звуки, музыка воздуха, движение молекул»9. Музыка создает особую атмосферу необычного, а также влияет на развитие сюжета произведения.

Перед выступлением Друда в цирке заиграла музыка, которая воинственно настроила зрителей. Зрители были готовы к бою. Создалось напряжение ожидания. «Бухнуло глухое серебро литавр, взвыл тромбон, выстрелил барабан; медь и струны в мелькающем свисте флейт понесли воинственный марш, и представление началось»10. Но все же присутствовавшие не выдержали такого зрелища: битва была проиграна. «Смятенный оркестр смолк; одинокий гобой взвыл фальшивой нотой и как подстреленный оборвал медный крик»11.

Особую атмосферу создает музыка в рассказе «Фанданго». Музыка испанского танца передает не только изменения, происходящие в душе героя, но и является лейтмотивом всего произведения. «Оркестр замедлил и опустил глухую паузу последнего перехода. Она перевернулась в сотрясающем нервы взрыве последнего ликования. Музыка взяла обаятельный верх, перенеслась там из вышины в вышину и трогательно, гордо сошла вниз, сдерживая экспрессию. Наступила тишина поезда, остановившегося у станции; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колес»12. И. Дунаевская пишет: «Символика музыкальных переходов показательна. Это то невидимое, что совершается в самом человеке, то, что <...> приближает к совершенству человека, идущего по пути восстановления взорванного духовного мира, определяя в нем некую меру восхождения <...> и возвращая на землю»13.

Фанданго — часть романтического мира. Музыка испанского танца для героя становится мерой соизмерения, идеалом, воплощением духовности. При помощи музыки «Фанданго» герой отделяется от страшной действительности.

Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что во-первых, музыка — выразитель душевного состояния героя; она создает определенный музыкальный лейтмотив и таким образом поддерживает эмоциональное звучание произведения.

Во-вторых, музыка создает эмоционально-экспрессивный фон произведения, является самостоятельной темой.

В-третьих, музыка тесно связана с романтическим миром А. Грина, в котором царит своя особенная атмосфера — она создает представления о гармонии и красоте.

Примечания

1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 259.

2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 417.

3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 157.

4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 149.

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 422.

6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 141.

7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 82.

8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 297.

9. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 297.

10. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 80.

11. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 82.

12. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 394.

13. Дунаевская И. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина. Рига, с. 41.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2024 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.