Глава I. «Взаимодействие музыки и литературы» (история и теория вопроса)

Данная глава посвящена взаимосвязи музыки и литературы. Особое внимание в отношениях словесного искусства и музыки мы уделим их истории в XVIII—XIX вв., так как они определяют основные тенденции в XX веке.

Наша глава основана на работах Б.В. Асафьева, М. Арнаудова, Н.И. Ворониной, А.А. Гозенпуда, Б.С. Главацкого, П.С. Гуревича, Н. Гусева, А. Гольденвейзера, О. Дьюхерст-Мэддок, А.С. Иванова, М.В. Алпатова, А.Н. Крюкова, Ю.В. Кельдыш, Т. Ливановой, А.М. Левидова, Т.Н. Левой, В.Ф. Одоевского, Л.А. Рапацкой, Н.Н. Ростовцева, А.Н. Сохора, Г.А. Тюменевой, М. Тараканова, Е.П. Шудря, В.В. Яковлева, И.М. Ямпольского, Б.Л. Яворского.

Многие авторы исследуют историю взаимоотношений музыки и литературы, начиная с глубокой древности. Очень характерно начало работы Л.А. Рапацкой: «В глубокой древности музыка развивалась в тесном союзе с другими видами искусства. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретической, неразрывно связывая в себе все начала познания, и человечество училось художественному мышлению, интуитивно соединяя звук и текст, слово и ритуальный танец. С тех пор прошли тысячелетия. Музыка превратилась в сложное самостоятельное искусство. Но все же музыка постоянно соприкасается с другими видами искусства — поэзией, танцем, живописью, театром, архитектурой. «Взаимное притяжение разных искусств — закон развития художественной культуры, ее «вечный двигатель». Человечество было неисчерпаемо изобретательно, создавая все новые «модели» синтеза музыки, поэзии, театра, живописи. Родилась опера, балет, а уже почти в наше время мюзикл, киномузыка, цветомузыка... Причем каждая историческая эпоха выработала свой особый взгляд на музыку как на неотъемлемую часть художественного целого, без которой жизнь других искусств суха и мертва»1.

Все исследователи обращают внимание на XVIII век, усматривая в нем переходный этап в истории взаимоотношений музыки и литературы.

XVIII век дал огромный толчок для развития всех видов искусств в России. «На ранних этапах формирования русской национальной художественной культуры в XVIII веке ведущая роль принадлежала поэтическому языку, поэтам. Они начали овладевать песней и оперой, а композиторы пошли уже за ними.2 Самые высокие достижения музыкального искусства освящены союзом поэзии, театра, музыки. Это и хоровой концерт, и опера, и лирическая камерная песня. В свою очередь, редкий писатель избежал соблазна воспеть музыку, отдать дань ее чарующему воздействию на эмоциональный мир человека. Ей посвятили философские рассуждения Г.Р. Державин и А.Н. Радищев, Н.А. Львов и Ф.В. Каржавин, Н.М. Карамзин и П.А. Плавильщиков»3.

В своей работе мы не будем подробно останавливаться на значении музыки в жизни писателей. Дворянское образование подразумевало обучение игре на музыкальных инструментах. Многие писатели владели игрой профессионально и выступали на публичных концертах (Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов и др.).

Дальнейшее наше исследование можно разделить на две части: рассмотреть влияние поэзии на музыку и музыку как одно из средств художественной выразительности в литературе.

Примечания

1. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1953. С. 3.

2. Ливанова Т. Русская музыкальная культура. М., 1952. Т. 1. С. 29.

3. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995. С. 4.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2019 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.