1.1 Влияние поэзии на музыкальное искусство

Исследователи отмечают, что в творчестве поэтов XVIII века В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова музыка и поэзия еще не едины. Такое единство диктует жанр кантов и церковных песнопений — псалмов.

Вся литературная деятельность Тредиаковского тесно связана с музыкой. В детстве он получил музыкальное образование, сам сочинял музыку. «Стихи Тредиаковского были широко распространены как песни, любовно записывались и переписывались вместе с музыкой в сборниках кантов, бытуя без имени автора, во всевозможных разночтениях и вариантах»1.

Канты и псалмы М.В. Ломоносова также были очень популярны, хотя в жизни он очень мало соприкасался с музыкой и считал ее «низким» искусством.

В отличие от М. Ломоносова, поэтические интересы А.П. Сумарокова нередко соприкасались с музыкой (театр и любовная лирика). Л. Рапацкая пишет, что «Сумароков одним из первых ввел «язык любви в искусство «высокого штиля», вступив в творческий спор с Ломоносовым. Он считал, что песня принадлежит к жанрам высокой поэзии и ее сочинение требует знания строгих правил стихосложения2. Т. Ливанова дополняет, что в творчестве Сумарокова «нов тип поэзии, нов строй образов, нова система стихосложения одновременно: это дает стилевую основу для переходного типа вокальной лирики раннего романса-песни»3 Сумарокову также принадлежат первые попытки создания русских опер и балетов.

В творчестве А.П. Сумарокова еще очень тесны связи между музыкой и поэзией. Свои поэтические творения А.П. Сумароков публиковал вместе с музыкой. Но уже в творчестве этого поэта заметно влияние поэзии на музыку. С появлением нового типа лирики в литературе возникает новый жанр в музыке — романс.

К 80-м годам XVIII века в России зарождается новая комическая опера. Этому во многом способствовала группа поэтов: М.М. Херсаков, Я.Б. Княжин, И.Ф. Богданович. Они подготовили почву, на которой расцвел талант И.А. Крылова.

И. Ямпольский замечает: «Музыка занимала большое место в жизни и творчестве Крылова. Богато одаренный Крылов профессионально владел скрипкой, страстно увлекался оперой, выступал как либретист и критик. Из русских литераторов немногие так тесно были связаны с музыкальным искусством»4. Имя Крылова ассоциируется в музыке с появлением комических опер: «По ранним операм Крылова в их связи со всей его литературной деятельностью того периода (как с социальной сатирой вообще, так и с борьбой за определенные позиции русского искусства) мы находим возможным обозначить наиболее прогрессивную, тяготеющую к сатире ветвь ранней русской оперы как «крыловское направление»5.

XIX век принес совсем новые отношения музыки и литературы. «Образы, сюжеты, поэтический строй Жуковского отразятся прямо в современном ему музыкальном искусстве, в большей мере направляя его романтическую струю. Образы, сюжеты, эстетика Пушкина на многие годы лягут в основу русской музыкальной классики. Но при всем том, наравне с поэтами встанут великие русские музыканты, которым будет принадлежать инициатива в своей области, которые возьмут лучшее у поэтов и создадут свое лучшее»6

Очень тесна связь творчества А.С. Пушкина с творчеством русских композиторов. Существует несколько исследовательских работ, посвященных этой теме. Наиболее интересны в аспекте данного исследования труды В. Яковлева, А. Гозенпуда.

Опираясь на обширные факты, В. Яковлев замечает: «Одно перечисление опер на сюжеты Пушкина, вошедших в русскую классику, дает в итоге около половины того, что создано композиторами. Количество романсов в дореволюционное время было более 500.(...)

Едва ли будет преувеличением сказать, что Пушкина в его лирике в настоящее время можно «спеть» почти всего»7.

А.А. Гозенпуд солидарен с В.В. Яковлевым: «История русской классической оперы неотделима от творчества Пушкина, определившего не только темы великих созданий Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, но, что более существенно, самый путь развития национального музыкального театра и утверждения в нем реализма»8. «Пушкин (...) вызывал к жизни в оперном театре сказочный эпос, бытовую и психологическую драму, народную музыкальную трагедию — жанры, близкие аналогичным явлениям художественной литературы и в то же время своеобразные»9.

Многие русские композиторы — М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др., советские композиторы С. Прокофьев, А. Хачатурян, Дзержинский черпали свое вдохновение из творчества М.Ю. Лермонтова.

Новые темы и образы привнесли в музыкальные жанры произведения Н.В. Гоголя.

«Гоголь указал композиторам одно из средств овладения новой тематикой — обращение к народному песнетворчеству. (...) Проникновение в жизнь народа через народную песню — таков эстетический канон русской реалистической оперы»10. На произведения Гоголя писали музыку М. Мусоргский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Н. Лысенко... Гоголю «принадлежит ряд интересных мыслей и рассуждений о музыке, очень ценных критических замечаний, высказанных писателем в разное время»11

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что поэзия способствовала появлению новых жанров, форм, тем в музыке.

Новые направления и течения в литературе заставляли композиторов искать новые средства выразительности и в музыке. Особенно ярко эти тенденции проявились в XX веке.

«Гипноз поэтического слова, небывалая ранее степень подчиненности музыки стихотворному тексту, приведшая к рождению специфического жанра «стихотворению с музыкой», — характернейшая черта русской вокальной лирики XX века»12. Ведущую роль в этом играла поэзия символистов. Композиторы используют новые ритмы, изгибы мелодических линий, гармонии, динамики, темпа. «В самом зависимом положении оказалась техника вокального интонирования. Подчеркнутая декламационность, речитативная дискретность вокальной мелодики, выделение в ней отдельных синтаксических групп слов»13.

В XX веке многие литераторы пересматривают функцию музыки. Например, «Музыка в понимании Маяковского была не забавой, не средством услаждать слух, развлекать ум или щекотать нервы, а оружием»14. При написании музыки на произведения В. Маяковского, композиторы старались перенести его литературные принципы в музыкальные произведения. На произведения Маяковского, пишет А. Сохор, «написано свыше 250 произведений всех жанров — от романса до оперы и балета, от песни до оратории и симфонии, — принадлежащих около 120 авторам»15.

Богатым материалом становится для композиторов литературное наследие М. Горького.

«Творчество Горького нашло отражение в музыке. К сюжетам горьковских произведений обращаются не только русские, но и зарубежные композиторы — Польши, Югославии, Германии, Австрии, Италии, Франции, США». «Жанры преломления в музыке творчества М. Горького весьма разнообразны. Это не только оперы и балеты, но кантаты, оратории, симфонические поэмы, песни, романсы, произведения для эстрады»16

К сожалению, работ, посвященных взаимосвязям музыки и литературы в XX веке очень мало.

Примечания

1. Ливанова Т. Русская музыкальная культура. М., 1952. Т. 1. С. 47.

2. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. М., 1995. С. 42.

3. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. М., 1952. Т. 1. С. 68.

4. Ямпольский И.М. Крылов и музыка. М., 1970. С. 5.

5. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. М., 1952. Т. 1. С. 68.

6. Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. М., 1952. Т. 1. С. 121.

7. Яковлев В.В. Пушкин и музыка. М., 1957. С. 5.

8. Гозенпуд А.А. Избранные статьи. Л.—М., 1971. С. 5.

9. Там же, с. 21.

10. Гозенпуд А.А. Избранные статьи. Л.—М., 1971. С. 29.

11. Тюменева Г.А. Гоголь и музыка. М., 1966. С. 41.

12. Левая Т. Русская музыка начала XX в. М., 1991. С. 41.

13. Там же, с. 46.

14. Сохор А.Н. Маяковский и музыка. М., 1965. С. 6.

15. Сохор А.Н. Маяковский и музыка. М., 1965. С. 3.

16. Иванов А.С. Горький в музыке. М., 1969. С. 8.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2019 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.