2.5. Тишина

Особое значение в произведениях А.С. Грина играет тишина. Тишина подчеркивает музыкальность гриновского мира. В тишине отчетливей звучит ритм «сердца Земли». Музыка рождается из тишины. «Послушайте тишину!» — говорит Ивлет из рассказа «На склоне холмов»1. Прислушавшись к совету Ивлета, герои А.С. Грина слушают тишину. И тишина никогда не бывает беззвучной. Слушая тишину, герои Грина слышат «музыку тишины»2. Музыка тишины — это «мелодия лесных шорохов»3, «мелодия спящего воздуха»4, «ритм сердца»5, «голос отдаленных предчувствий»6. Для каждого человека звучит своя «музыка тишины»: «Неслышный призрачный звон ночи пришел у ней [Ассунте] из бархатных глубин мрака, звон маленьких колокольчиков пение земли, игра микроскопических цитр, взволнованная жизнь крови»7. Тишина, обладающая музыкой — «живая тишина»8.

В произведениях А. Грина существует и другая тишина — «мертвая»9. Такая тишина не имеет музыки. «Мертвая тишина стояла вокруг. С улицы сквозь плотно закупоренное окно не доносилось ни одного звука. Тишина эта была ненужной»10. Часто подобная тишина ассоциируется со смертью. Мертвая тишина слышится в городе, охваченной чумой: «Всадник бессознательно остановился, изумленный отчетливой тишиной города»11. В рассказе «Третий этаж» на третьем этаже дома сошлись три человека, которые готовились умереть насильственной смертью: «В обыкновенное время они, конечно, поразились бы тем, что вся улица от вокзала до рынка, погружена в страшную, удушливую тишину»12.

В тишине яснее слышно внутренне состояние героев А. Грина, их мысли, их чувства. «Тишина, только тишина и безлюдье — вот что было нужно ему [Лонгрену] для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно»13.

Тишина обостряет чувства людей, и тогда она становится «гнетущей». «Наступила глубокая, острая тишина. <...> Цирк неслышно дышал. Заразительное ожидание проникло из души в душу, напрягая чувства»14. Такая тишина предшествовала выступлению Друда. Тишина может навевать тревогу: «тишина, глубокая, печальная тишина леса, навевала тревожные, неотступные мысли, не давала заметить Петунникову густых пряных испарений вечереющего дня»15.

Как и музыка, тишина может вызывать галлюцинации. Но если музыка вызывает зрительные галлюцинации, то тишина — слуховые галлюцинации. «Великая пустынная тишина, окружала его [Аяна]. Он встрепенулся; протяжный далекий гул рос волнение охватило мрак, в ушах зазвенел стремительный прилив крови»16.

Итак, в данной части мы рассмотрели образ тишины и пришли к следующим выводам:

Во-первых, тишина не является антиподом музыки, она подчеркивает музыкальность мира А.С. Грина.

Во-вторых, тишина помогает наиболее полно раскрыть функции музыки, т. к. в тишине яснее улавливается психологическое состояние героя.

В-третьих, как и музыка, тишина связана с миром света и миром тьмы. А. Грин изображает «живую» и «мертвую» тишину. «Живая» тишина обладает душой, т. е. музыкой. «Такая тишина подчеркивает «божественное» начало музыки, ее высокий духовный смысл.

«Мертвая» тишина А.С. Грина связана с образом смерти.

В-четвертых, А.С. Грин наделяет тишину теми же функциями, что и музыку, например, функцией создания эмоционального фона.

В-пятых, в тишине четче слышен музыкальный ритм — организующее начало жизни в «стране» А. Грина.

Примечания

1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 415.

2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.

3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 293.

4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 303.

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.

6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 444.

7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 263.

8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 148.

9. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 194.

10. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 38.

11. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 272.

12. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 272.

13. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 59.

14. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 79.

15. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 207.

16. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 357.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2019 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.