«Алые паруса» (Дзержинск, 2012)
Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: театральная феерия
Режиссер: Валентин Морозов
Автор: Александр Грин
Композитор: Ульна Ладо
Инсценировка: Александр Расев, Валентин Морозов
Хореограф: Евгений Алехин
Художник: Ирина Евдокимова
В ролях: Мария Шиманская, Виктория Репина, Денис Мартынов, Вячеслав Рещиков, Юрий Кислинский, Андрей Крайников, Юлия Илина, Екатерина Малышева, Татьяна Орлова, Иван Никулин, Артем Баранов, Василий Минаев и другие
Ведущая спектакля: Людмила Купоросова
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Дзержинский театр драмы
Премьера: 2012 год
Ограничение по возрасту: 14+
Театральная феерия «Алые паруса» по мотивам одноименного произведения Александра Грина на сцене Дзержинского театра драмы появилась в 2012 году. Авторы инсценировки — Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссер-постановщик В. Морозов. Постановка была приурочена к 80-летию со дня смерти Александра Грина.
Сюжет
По книгам Александра Грина снимаются фильмы, пишутся пьесы, ставятся спектакли, слагаются песни. Самое известное произведение Грина — повесть-феерия «Алые паруса», повесть о романтичном ожидании счастья. Ожидании, сломать которое не смогли ни насмешки и презрение окружающих, ни тяжесть неустроенности, ни одиночество. А еще — это повесть о вере в себя, в свое предназначение, в крепость характера и в силу духа. И, конечно, это история любви, романтичная и трогательная.
В пьесе и спектакле сохранена основная сюжетная линия повести Грина, но так же появились новые герои, новые персонажи. В постановке звучат песни на стихи Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Франсуа Вийона и другие.
Жизнью портового селения, где живет Ассоль, правит море. Жители Каперны просто не могут без него прожить. Правда, привязанность эту не назовешь искренней любовью. Скорее, любовью по расчету — море их кормит. Это оно приводит сюда корабли, и тогда здешние женщины, кто в надежде на любовь, кто в надежде на деньги, кидаются встречать матросов. Живут и надеются на море и мужчины. Если море смилостивится над ними, оно накормит их и их семьи — даст рыбы, пришлет корабли с чужеземцами, которые хоть что-нибудь да купят.
Не в ладах с морем только Ассоль, она не любит его и у нее есть на то причина — много лет назад море отняло у нее отца, оставив девочку сиротой. Правда, однажды и Ассоль тоже полюбила море. Благодаря угольщику Филиппу, который рассказал ей, что море, каким бы неуправляемым и своенравным оно ни было, способно сотворить настоящее чудо... Этим чудом, подаренным морем Ассоли, стала любовь Грея.
Действующие лица и исполнители
• Ассоль — Мария Шиманская / Екатерина Рязанова
• Ассоль в детстве — Виктория Репина
• Артур Грей — Денис Мартынов
• Филипп, угольщик — Вячеслав Рещиков
• Меннерс, тратирщик — Юрий Кислинский
• Крис, лавочник — Андрей Крайнюков
• Кортензия, торговка рыбой — Юлия Ильина / Ирина Минаева
• Санди, разносчик газет — Екатерина Малышева / Павел Кузубов
• Лилиан Грей, мать Артура Грея — Татьяна Орлова
• Капитан Гоп — Иван Никулин
• Летика — Артем Баранов
• Понтен — Василий Минаев
• Ивенс Бутлер — Иван Никулин
• Боб Саленг — Александр Расев
• Карл Чемз — Алексей Колесников
• Кристиан Бутвель — Максим Балунин
• Жители Каперны: Татьяна Рябова, Екатерина Максименко, Юлия Ильина, Ирина Минаева, Зоя Морозова
О спектакле
Должна быть мечта
Под занавес театрального сезона артисты драматического театра поставили перед собой сложнейшую задачу — пленить зрителя поэтической романтикой одного из самых великолепных романов XX века — «Алые паруса» Александра Грина. Вчера в Дзержинске состоялась премьера.
Эксперимент стал тем более увлекательным, что дзержинские мастера сцены попытались представить своё прочтение известного произведения — спектакль готовили в творческом союзе Александр Расев и Валентин Морозов. Музыку для спектакля, в котором звучало много сольных партий героев, написала Дзержинский музыкант Ульяна Ладо.
Рассказывать с детства знакомую историю трогательной девочки Ассоль (Мария Шиманская) и отважного, но великодушного капитана Грея (Денис Мартынов) бессмысленно. Артисты театра не сильно отклонились от основного сюжета книги. Тем не менее они смогли затронуть струны зрительской души, тонко проведя параллели с миром современным.
В хмуром и безрадостном существовании жителей Каперны узнаются современные рабочие будни. Они также, как и мы, практичны, рациональны и немножко завистливы и сварливы. Наверное, поэтому так необычно, словно легкий свежий ветерок, звучит среди них яркая и неправдоподобная мечта маленькой девочки. Мечту эту не понимают, но берегут, потому что, как сказал старый и всегда пьяный угольщик (Вячеслав Рещиков): «Нельзя у человека отнимать мечту!». Но и этого недостаточно! Порой мечту можно сделать реальностью своими силами. При поддержке верных друзей, по молитвам доброй матери (Татьяна Орлова), вопреки насмешкам циничных трактирщиков (Юрий Кислинский).
И как торжество мечты, душевной радости и счастья взвиваются над сценой драматического театра алые паруса, которые напоминают нам, что в жизни всегда есть место чуду. Особенно, если его ждать, как Ассоль: «столько сколько нужно».
Евгения Макарова. «Дзержинские ведомости»
Сезон закрыт
В минувший четверг, 7 июня, театр драмы завершил очередной сезон сказочной историей по повести Александра Грина «Алые паруса». Так что закрытие получилось очень жизнеутверждающим и романтичным.
Пьесу для последнего в этом сезоне спектакля специально для театра придумали заведующий литературной частью Александр Расев и актер Валентин Морозов, он же занимался и постановкой «Алых парусов». Благодаря им феерия получилась чуть-чуть другой, не похожей на оригинал — авторы пьесы «вписали» сюда своих героев, добавили персонажей. Хотя от основной сюжетной линии, к счастью, не отступили. Но иначе и быть не могло: не бывать «Алым парусам» без Грея и Ассоли...
Жизнью портового селения, где живет Ассоль, правит море. Жители Каперны просто не могут без него прожить. Правда, привязанность эту не назовешь искренней любовью. Скорее, любовью по расчету — море их кормит. Это оно приводит сюда корабли, и тогда здешние женщины, кто в надежде на любовь, кто в надежде на деньги, кидаются встречать матросов. Живут и надеются на море и мужчины. Если море смилостивится над ними, оно накормит их и их семьи — даст рыбы, пришлет корабли с чужеземцами, которые хоть что-нибудь да купят.
Не в ладах с морем только Ассоль (Екатерина Рязанова), она не любит его и у нее есть на то причина — много лет назад море отняло у нее отца, оставив девочку сиротой. Правда, однажды и Ассоль тоже полюбила море. Благодаря угольщику Филиппу (Вячеслав Рещиков), который рассказал ей, что море, каким бы неуправляемым и своенравным оно ни было, способно сотворить настоящее чудо... Этим чудом, подаренным морем Ассоли, стала любовь Грея (Денис Мартынов).
Спектакль «Алые паруса» — для театра драмы постановка, если так можно сказать, внеплановая. По крайней мере, главный режиссер театра Андрей Подскребкин ни разу во время наших бесед о намерении показать зрителям Грина даже не обмолвился. На закрытие, кажется, планировали «Дядюшкин сон» Достоевского. Но, видимо, не осилили. Завершать и без того сложный, насыщенный премьерами сезон Достоевским действительно было бы нелегко.
Вряд ли «Алые паруса» дались актерам и режиссеру-постановщику просто, и, тем не менее, поставить Грина, видимо, оказалось гораздо легче. Во-первых, романтичные истории всегда интересны зрителю, причем вне зависимости от возраста: любовный сюжет привлекателен уже сам по себе, а потому, как правило, нетребователен, прост в исполнении. Особенно легко такие спектакли даются молодым актерам. А уж сдобренные «живыми» песнями и танцами, такие постановки — и вовсе беспроигрышный вариант. Это — во-вторых. Вот, собственно, и готовая формула удачного, хотя бы по меркам кассы, спектакля: романтичный сюжет, молодые актеры и много музыки. Такие постановки действительно нравятся зрителям. И не выходят «из моды» по нескольку сезонов. Возможно, «Алые паруса» встанут в репертуаре Дзержинского театра драмы в один ряд с полюбившимся многим «Дикарем». Тоже, казалось бы, всего лишь трогательная история, сказка для мальчиков и девочек, а вон и взрослым зрителям пришлась по душе... И ничего удивительного в этом нет: любви, вере в нее и надежде на чудо покорны все возрасты. Тем более сегодня, во времена жесточайшего их дефицита. Видимо, поэтому зал театра в день премьеры был полон отнюдь не девчонками и мальчишками — в креслах сидели взрослые дяди и тети. Хотя мне почему-то казалось, что на «Алые паруса» должны прийти исключительно школьники...
Елена Богомазова. «Дзержинское время»
Дзержинск. Новые идеи, свежие образы
Музыкальная фантазия «Алые паруса» — это авторское сочинение самого театра: собственная инсценировка повести Грина сделана Александром Расевым и Валентином Морозовым, музыка написана Ульяной Ладо, постановка осуществлена Валентином Морозовым.
Сценография же Ирины Евдокимовой подарила спектаклю решение необычайной красоты. Огромное голубое сценическое пространство, в котором небо на горизонте сливается с морем, создавало абсолютно волшебный, сказочный мир. В этом мире все приобретало сказочный ореол: и жизнь маленького приморского городка с его обитателями, и история Ассоль (Александра Гришанова), выраставшей на наших глазах из маленькой девчушки в молодую красавицу. И взросление юного Грея (Денис Мартынов), приплывшего потом сюда под алыми парусами. Удалые матросы, как в некоем сказочном сне, поднимались в небо по веревочным лестницам и играли на музыкальных инструментах, а ночью морская фея парила над ними, помахивая волшебным фонариком и благословляя всех, кто в море... Театральная сцена казалась источником длящегося волшебства, способного очаровать и детвору, и взрослых, вырывая нас из привычной жизни и осуществляя мощную романтическую прививку нынешнему деловитому зрителю.
Игнатюк Ольга. «Страстной бульвар, 10», выпуск № 8—158, 2013
Театр должен быть источником волшебства
В середине марта наш город посетила известный театральный критик, кандидат искусствоведения, обозреватель журнала «Человек. Культура. Город» Ольга Троадиевна Игнатюк. На ее «суд» Дзержинский театр драмы представил три спектакля: «Алые паруса», «Дядюшкин сон», «Тринадцатая звезда».
На итоговой пресс-конференции Ольга Троадиевна поделилась с прессой своими впечатлениями об увиденных спектаклях, актерах и театре в целом. Как рассказала Ольга Троадиевна, с Дзержинским театром драмы она знакома уже давно, еще с того времени, когда театр гастролировал в Москве. Уже тогда она отметила игру труппы. Вот и сейчас, спустя столько времени, наши дзержинские актеры не оставили ее равнодушной к своей игре.
«Игорь Тарасов то, что он показал в спектакле "Дядюшкин сон", это просто хрестоматия работы актера над ролью, образец, по которому можно учиться, как строить, как создавать роль. Замечательно играла Татьяна Орлова. Свою роль Татьяна развернула с таким шекспировским масштабом, с таким накалом страстей, это было так мощно! Я была просто в полном смятении чувств».
Без внимания Ольги Троадиевны не остались режиссура и сценографическая работа. Вот так, к примеру, она оценила режессуру спектакля «Алые паруса»: «Абсолютно уникальная режиссура. Весь спектакль "Алые паруса" — это такой источник космического волшебства, при котором зрители просто сидят и тают от восторга, от всей красоты, которая была на сцене. Благодаря художнику Ирине Евдокимовой, в спектакле "Алые паруса", на сцене была представлена прекрасная сценографическая работа. Когда ты сидишь на этом спектакле, ты понимаешь, что театр должен быть источником волшебства. Ты сидишь и получаешь радость от того, что происходит на сцене».
После просмотренных спектаклей Ольга Троадиевна присудила актерам символические премии: «За лучшую мужскую и женскую роль второго плана», «Главная мужская и женская роль». Так, Валентина Губкина за роль Вислоухой в спектакле «Тринадцатая звезда» получила премию «За лучшую женскую роль второго плана», лучшей мужской ролью второго плана названа работа Андрея Крайнюкова (Лавочник Крис в спектакле «Алые паруса»), премия «Главная женская роль» досталась Татьяне Орловой (Марья Александровна в спектакле «Дядюшкин сон»), Игорь Тарасов — главная мужская роль (Князь К. в спектакле «Дядюшкин сон»). Приз за лучшую стенографию получил спектакль «Алые паруса», а гран-при спектакль «Дядюшкин сон».
Как заметила Ольга Троадиевна, «Мне кажется очень важным, что Дзержинским театром руководит замечательное мужское трио. Это очень отрадный факт. Вообще-то я считаю, что таким сложным организмом, как театр, а сложнее организма нет, должны руководить именно мужчины». А мы, в свою очередь, хотим пожелать всей театральной трупе удачи и творческих успехов!
Интернет-портал «Праздничный Дзержинск»