Гринландия
Гринландия (Страна Грина) — вымышленная страна, в которой происходят большая часть событий в книгах Александра Грина. Сам писатель очень подробно описывал этот мир, но в своих произведениях это слово не использовал. В 1934 году, уже после смерти Грина, вышел сборник его рассказов под названием «Фантастические новеллы». В предисловии к нему известный советский литературный критик Корнелий Зелинский впервые использует слово «Гринландия». Термин становится устойчивым, он активно используется литературоведами и по сегодняшний день.
Эту страну не найдешь ни на одной географической карте мира, и все-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл томик Грина. Грин придумал эти моря, острова, проливы... На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми — охотниками, путешественниками, моряками. Некоторые из них обладают сверхъестественными способностями, например, главный герой романа «Блистающий мир» Друд умеет летать, а героиня романа «Бегущая по волнам» Фрэзи Грант — ходить по воде. Одной из важных особенностей вымышленного мира являются необычные имена персонажей: Тарт («Остров Рено»), Ассоль (повесть «Алые паруса»), Санди Прюэль («Золотая цепь») и т. п.
Цикл произведений о Гринландии относят к жанру фэнтези. Разными исследователями предлагаются разные интерпретации этого мира:
1. Гринландия — некий синтетический мир прошлого (Н. Кобзев).
2. Гринландия — это мир будущего (Л. Михайлова).
3. Гринландия — это художественная реальность, наделенная «онтологическим» бытием, специфический гриновский «миф о мире»; это мироздание, созданное по аналогии с мифопоэтическими построениями XX века, — как целостная, организованная в соответствии с определенными философскими, идейными, эстетическими принципами писателя вселенная, у которой есть свои пространственно-временные параметры, свои законы развития, свои идеи, герои, сюжеты и коллизии; это предельно обобщающий, романтически-условный миф XX века, имеющий символическую природу (Т. Загвоздкина).
4. Гринландия — это понятие художественно-географическое и художественно-топографическое. Это — художественное пространство (по необходимости замкнутое), где осуществляются сюжеты произведений Грина (И. Дунаевская).
5. Гринландия — это особый характер соотношения реального и фантастического. Связь страны Грина с «реальным» миром настолько четкая, что можно не только воссоздать по произведениям писателя карту его вымышленной страны, но и определить, где географически эта страна находится. Это Мир, созданный по модели мира реального, содержит в себе гигантский моделирующий потенциал. Столкновение добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти в подобном мире протекает более интенсивно, в более «чистом» виде — в полном соответствии с романтической ориентированностью художественной интенции писателя (Ю. Царькова).
6. Гринландия... Вопрос о соотношении реального и фантастического в художественном мире прозы Грина — это вопрос, который может быть решен исключительно в рамках системного подхода, для которого те или иные характеристики образа есть результат сложного взаимодействия многих составляющих художественной структуры текста, «пучок функций» (Ю. Лотман)
Первое произведение об этой стране появилось в 1909 году, когда был напечатан рассказ «Остров Рено», действие которого происходило на вымышленном острове где-то в южных морях. В последующих произведениях описываются другие географические пункты.
В Литературно-мемориальном музее Александра Грина в Феодосии находится рельефное панно, изображающее карту Гринландии. Карта была создана художником и скульптором Саввой Бродским, а расстояния между городами рассчитаны по произведениям Грина одним из создателей музея Геннадием Золотухиным.
С 1984 году в селе Башарово близ Кирова проводится фестиваль авторской песни «Гринландия» в честь А.С. Грина.