Гриновские города в Севастопольской бухте?
Севастопольский художник Владимир Адеев предлагает новое путешествие по Гринландии, навеянное произведениями Александра Грина. Адеев занимается гриновской темой давно. В 2007 году в музее им. Крошицкого экспонировалась его выставка с одноименным названием, на которой была представлена серия живописных работ, навеянных романтическими произведениями Александра Грина. На полотнах — улочки Зурбагана и Лисса, в которых угадываются знакомые черты Севастополя. На подходе презентация нового воплощения гриновских городов. В. Адеев составил карту Гринландии, наложив ее на реальные очертания Севастопольской бухты.
— Идея пришла совершенно неожиданно, когда я наткнулся на очерк «Встречи и приключения», — рассказывает В. Адеев. — Грин пишет: В апреле 1927 года... имел телеграмму от капитана Грея, сообщавшую, что его судно «Секрет» будет ожидать меня для посещения Зурбагана, Лисса, Сан-Риоля, Покета и иных мест, где произошли события, описанные мною в книгах «Алые паруса», «Золотая цепь», «Блистающий мир» и проч». Мир вымышленный и герои вымышленные, но Грин отправляется по местам, описанным им в произведениях, по сути, отправляется в Севастополь. Таким образом, каждый из нас может отправиться в путешествие по гриновским городам, надо только знать, где и что смотреть.
По словам В. Адеева, попытки сопоставить места, описанные в произведениях Грина, с Севастополем уже предпринимались и ранее. Но никто почему-то не догадался нанести на карту самые часто упоминаемые места Зурбагана.
— По описанию, Зурбаган — просвещенный город. Здесь есть театры, гостиницы и даже трамвай, — продолжает В. Адеев. — Зурбаган — это центральная часть Севастополя. Характерная черта многих произведений Грина — вокзал. Он находится на границе между Зурбаганом и Лиссом. Когда читаешь гриновское описание вокзала, то понимаешь, что он почти не изменился с тех времен, исчезло лишь болото. Кстати, матросы, что служили в Севастополе и строили Лазаревские казармы, имели льготу — год за пять — из-за вредного климата и малярийных комаров. Когда строили казармы, выбранной землей засыпали болото.
Лисс — город людей работящих, город простолюдинов, контрабандистов и моряков. По сути, это рабочий район города — Корабельная. В повести «Алые паруса» автор называет героиню Ассоль Корабельская. Каперна — поселок, где родилась Ассоль — это, конечно же, Макаровка. Там был хутор и на нем поселение военных. В повести Ассоль идет из Каперны в Лисс. По мнению В. Адеева, скорее всего, ее путь проходил через Ушакову балку, потому что там есть ручей. Именно там в действительности в начале прошлого века дети пускали кораблики. Кстати, А. Грин очень хорошо знал эту местность, поскольку проводил агитацию среди военных именно в Ушаковой балке.
В своих записках Грин сам упоминает, что за прототип дворца Генувера из «Золотой цепи» он взял метеостанцию с двумя башнями на Павловском мысу, мыс он переименовал в мыс Гордона. Дело в том, что в начале прошлого века с Графской пристани был извоз на Павловский мысок. Грин сам добирался на Корабельную сторону этим путем. Ему явно понравилась маршевая лестница от здания, спускающаяся к воде. В повести Грин дофантазировал скульптуры по бокам лестницы и пальмы.
В рассказе «Синий каскад Теллурии» писатель упоминает о Лисском маяке. Грин пишет, что морские брызги долетали до маяка. На Черном море только одни маяк так близко подходит к воде — Херсонесский. В этом же рассказе описывается водопад. В районе Передового три водопада. Один из них носит название «Козырек». Вода поднимается на высоту восемь метров, козырек водопада такой большой, что под него можно зайти и искупаться в небольшом озерце. Грин пишет: целительный источник был таков, что, искупавшись в нем, человек становился бодрым и веселым.
Судно капитана Грея — «Секрет» приходит в устье реки Лилиана — это устье Черной речки. Убегая из Южного порта, он плывет из бухты и натыкается на крейсер, который перегородил бухту, — это крейсер «Императрица Мария». Еще один объект — это кладбище кораблей. Оно до сих пор находится на том же месте в Инкермане.
В рассказе «Капитан Дюк» главный герой решил замолить грехи на старости лет и ушел в монастырь: церковная община голубых братьев. У Грина были сложные отношения с религией, отсюда, наверное, и странное название. Но события, несомненно, разворачиваются в Свято-Никольском монастыре в Инкермане. Сам Инкерман фигурирует в произведениях Грина в качестве города Сан-Риоль, что находится в дельте реки.
И последний объект на карте — таможня. В рассказе «Огонь и вода» человек с Северной стороны перебирается в город и добегает до таможни на Северной стороне и по каналам и лощинам за 2,5 часа обегает бухту.
Как говорит В. Адеев, карта Гринландии — это не научная работа, а скорее, краеведческая.
По мнению краеведа Николая Шика, волшебный дворец Эвараста Ганувера из романа «Золотая цепь»: «лихорадочный бред двух юных нищих» — это отражение архитектурных уникумов Севастополя, поразивших Грина в его приезд в город в 1903 году.
Осенью 1902 года было завершено строительство семиэтажного доходного дома Анненкова (здание Главного универмага по ул. Маяковского). В нем был устроен ночлежный приют с дешевыми квартирами для рабочих: ночлег 10 копеек в сутки, баня и бесплатное медицинское обслуживание. Есть все основания полагать, что А. Грин квартировал там, и был восхищен первыми в Севастополе лифтами. В доме Анненкова было множество переходов, лестниц, множество больших и малых комнат, создававших иллюзию лабиринта. Но это не дворец! Дворцом по праву называют другое здание — Институт физических методов лечения им. Сеченова (в советское время — Дворец пионеров). Вряд ли осенью 1903 года А. Грин заходил в строящееся здание, но наверняка слышал разговоры, что ходили среди севастопольцев, о непонятном учреждении с мудреным названием: «Романовский Институт физических методов лечения». Как и полагается слухам, многое в них приняло гиперболизированную форму, что и нашло отражение в романе: «Полы из чистейшего серебра, подземные ходы, бассейны». И если дом Анненкова можно считать прототипом технического устройства дворца Ганувера, то с Института физических методов лечения списан внешний вид.