«Алые паруса» (Херсон, 2007)
Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: пластическая драма-феерия
Режиссер: Александр Бельский
Автор: Александр Грин
Автор либретто: Александр Бельский
Художник: Виктор Балаш
Музыкальное оформление: Антонина Бельская
Балетмейстер: Юрий Бусс
В ролях: Евгения Жданова, Юрий Бусс, Вадим Гнидаш, О. Колодницкая, А. Козенюк, Катерина Ламовская, Юлия Псехо, Д. Ильин, Наталья Доценко, Т. Капинус и другие
Длительность: 1 час 13 минут
Страна: Украина
Театр: Херсонский музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша
Премьера: 4 ноября 2007 года
Постановка «Алые паруса» по мотивам одноименного произведения Александра Грина Херсонского музыкально-драматического театра — это спектакль без текста, его жанр определен, как «пластическая драма-феерия». Режиссер и автор либретто — заслуженный деятель искусств Украины Александр Бельский.
Сюжет
Ассоль долгие годы ждала корабль с алыми парусами и своего принца. Мечта ее сбылась благодаря капитану Грею, который сделал чудо реальностью.
Действующие лица и исполнители
• Ассоль — Евгения Жданова
• Ассоль в детстве — О. Колодницкая
• Грей — Юрий Бусс
• Грей в детстве — А. Козенюк
• Лонгрен — Вадим Гнидаш
• Мэри — Катерина Ламовская
• Девушка из Каперны — Юлия Псехо
• Меннерс — Д. Ильин
• Провидица — Наталья Доценко
• Соседка — Т. Капинус
В массовых сценах актисты театра: Павел Костенко, Ю. Алехина, С. Москаленко, М. Якушинская, Т. Мулик
О спектакле
Безмолвные «Алые паруса»
4 ноября 2007 года Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. М. Кулиша порадовал зрителей очередной премьерой. Постановка была не классически драматическая и не экспериментальная — на сей раз на авансцену вышли танец и пластика.
Первая попытка вывести артистов балета из подтанцовки, сделать спектакль, где именно они играли бы главные роли, была пару лет назад — тогда на Новый год поставили «Щелкунчика». Говорить о том спектакле как о полноценном балете было, пожалуй, рановато, но первое знакомство самых маленьких зрителей с искусством балета получилось ярким.
И вот — попытка номер два: пластическая драма-феерия «Алые паруса» по Грину — совершенно иной уровень. Здесь балет не просто танцует — артисты по-настоящему живут на сцене, они перевоплощаются до неузнаваемости (Вадима Гнидаша в роли Лонгрена — отца Ассоль — удалось узнать не сразу), каждое их движение отточено и осмысленно. Такой великолепный результат — дело рук режиссера-постановщика спектакля Александра Вельского, специально приглашенного из Кривого Рога. Может быть, кто-то удивится, что наш театр приглашает не то что не зарубежного (помните «Мнимого больного» и «Фиалку Монмартра», поставленные венгерским режиссером Бела Мере?), но даже не столичного режиссера: «Подумаешь, Кривой Рог — даже не областной центр...» И здесь этот кто-то очень сильно ошибется. Ибо то, что делает Александр Вельский — режиссер и художественный руководитель потрясающего криворожского театра музыкально-пластических искусств «Академия движения», — вряд ли кому еще под силу.
Пару слов о самой «Академии движения». Это был первый народный театр пантомимы в Украине. Аналогов ему в нашей стране практически не было. Что-то подобное было создано в Москве — ансамбль пластической драмы под руководством Гедрюса Мицкявичуса. Сегодня «Академию движения» в Кривом Рогу величают не иначе как «Театр Вельских». Эта великолепная пара, Александр Игнатьевич и Антонина Петровна Вельские, режиссер и директор театра, может рассказать о многом. О том, как в 1985 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве они увидели практически всю пантомиму планеты — будучи экспертами от Советского Союза по международной творческой мастерской пантомимы. О советском этапе Международного фестиваля уличных и пластических театров и клоунады 1989 года — Москва-Ленинград, караван мира. О том, как именно их коллектив сделал семиминутное вступление перед премьерой фильма Сокурова. О триумфальной первой поездке во Францию, когда 12 каналов французского телевидения начинало в 6 утра свое вещание с их «Сказания о море». География выступлений «Академии движения» велика — Германия, Дания, Латвия, Польша... И особенно приятно, что в последнее время в Херсон они приезжают каждый год — как участники фестиваля «Мельпомена Таврии».
И вот — приглашение не просто показать готовый спектакль, а создать новый на базе херсонского театра. Александр Игнатьевич давно «болеет» идеей поставить «Алые паруса», но криворожский театр — маленький, и возможностей для реализации мечты так и не нашлось. Предложение из Херсона решило проблему: даешь дорогу большой сцене! И вот подготовка -как испытание самолета. Продумано должно быть все, до мельчайшей детали — даже цветовая гамма костюмов для массовки, каждый элемент, каждый кусок ткани. «В принципе, наш театр бедный, — говорит Александр Игнатьевич. — Поэтому у меня играет все — я разве что еще кулисы не показывал, а так пространство у меня в театре двигается. Я у вас в гостях, и тоже все двигаю — это часть сценографии, которая оживляет пространство...»
И действительно: все очень просто, но эффект — потрясающий. Вот море: оно живет — то играет волнами, то штормит, то успокаивается... И все, что нужно для этого — огромное полотнище белой ткани и пара балерин...
Неудивительно, что премьера стала настоящим фурором.
И немного о грустном. Чуть меньше недели не дожил до премьеры художник-постановщик спектакля, народный художник Украины Виктор Григорьевич Балаш. Спешил — как чувствовал. Настаивал: «Либо мы выпускаем спектакль 4-го, либо не беритесь вообще». И «Алые паруса» стали лебединой песней художника...
Алиса Петрова, «Art ЛФвун», 8.11.2007.