Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: романтическая феерия
Автор: Александр Грин
Режиссер-постановщик: Олег Александров
Сценография, костюмы: Владимир Медведь
Музыкальное оформление: Михаил Мордкович
В ролях: Ассоль — Марина Данилич, Лонгрен — заслуженный артист Украины Леонид Ландковский, Эгль — Константин Бабанин, Мама Ассоль — Оксана Ясинская, Грей — Михаил Меркулов, Валерий Машошин, Хин Меннерс — Евгений Попов, Майра Меннерс — заслуженная артистка Украины Елена Кондрашкина, Луиза Меннерс — Карина Казик, Грета Меннерс — Гелена Сергутина, Честер — Максим Паршников, Фил — Игорь Матейко, Том — Александр Кокарев, Сем — Ярослав Жуков, Девицы — Валерия Озерова, Кристина Мостовая, Юлия Новикова, Матросы — артистки балета
Язык: русский
Страна: Украина (ДНР)
Театр: Донецкий академический областной русский театр юного зрителяй, г. Макеевка
Премьера: весна 2013 года
Спектакль поставлен в 2013 году на сцене Донецкого академического областного русского театра юного зрителя (г. Макеевка, Донецкая область) по мотивам повести известного русского писателя-романтика Александра Грина «Алые паруса».
Сюжет
Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было только восемь месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. А в один прекрасный день ее мечта сбылась.
О спектакле
«Алые паруса»: на сцене ТЮЗа — море и любовь
Буйство красок, эмоций и чувств. В таком настроении пребывали все, кто пришел на спектакль «Алые паруса», премьера которого состоялась в прошедшие выходные на сцене Донецкого академического областного русского театра юного зрителя (г. Макеевка). То ли время подобрано очень удачно, когда сама природа находится в ожидании чуда, то ли сработал секрет самого известного произведения Александра Грина, но абсолютно все, невзирая на возраст, с первых минут действа на сцене стали погружаться в вымышленный мир писателя, вспоминая свой «первый день любви».
Итак, на сцене было море как водная стихия и безграничная любовь, случившаяся благодаря чуду, в которое поверили. И не только герои, но и зрители. Вообще вся гриновская проза, по мнению многих критиков, обладает таким странным свойством — с первых минут захватывать своим сюжетом часто вымышленных городов из вымышленных стран. Позже этот мир фантазий, переплетенный с вполне реальными событиями и чувствами, назовут «Гринландией». Именно она стала настолько притягательна для актера Луганского академического областного русского драматического театра Павла Морозова, что на основе рассказов писателя он создал музыкальную феерию «Алые паруса». А главный режиссер того же театра, Олег Александров, приехал в Макеевку, чтобы вымышленное действо совместить с реальностью. Кстати, если уж обращать внимание на символы и совпадения, к которым писатель Александр Грин относился с большой серьезностью, то у режиссера в Макеевке очень удачными получаются спектакли, действие которых связано с водной стихией. Это и прогремевшая «Гроза», и «Чайка», получившая немало наград и признаний, теперь — «Алые паруса».
Как и у автора бессмертного произведения, который был мастером передавать эмоции посредством цвета, спектакль буквально залит всей палитрой оттенков — от ярких и экспрессивных основных цветов до полупрозрачных и еле видимых полутонов. Но иногда именно они сосредоточивали внимание зрителя только на себе и становились полноправными героями сцены. Как и у писателя, шелест леса, шум морских волн, — слышимые и видимые благодаря новым технологическим средствам, позволяли слиться с природой и ощутить себя частью огромного мироздания. Но, безусловно, красной нитью проходит тема сначала неясного волнения в ожидании чуда, которое перерождается в прекрасное чувство, зазвучавшее в финале аккордом алого цвета любви. И кстати, музыка в этой постановке — полноправное действующее лицо, органично дополнявшее и давшее возможность героям более полно выражать свои чувства лирическими песнями и от души веселиться на полную катушку, как это и положено в рыбацкой деревушке, пусть и вымышленной.
Но не только цвет, музыка и декорации (каркас корабля, который возвышался на сцене, тоже можно засчитать как отдельно действующее лицо) заставили поверить в чудо. Актерам театра действительно удалось «опровергнуть все законы бытия и здравого смысла» и заставить услышать «голоса нехитрых истин», которые, по мнению автора, глушит «толстое стекло жизни».
Однозначно, магнитом и ярким эмоциональным пятном спектакля является главная героиня Ассоль, которой «дано больше прочих, только на другом языке», в исполнении Марины Данилич. Ее незатейливые монологи с природой («Как поживаешь, старый орешник?») были настолько глубоки и искренни, что в них сквозила мудрость, заключенная в простоте. Она заставляла зрителей, хоть на мгновенье, но видеть ее глазами и чувствовать, как она.
Наоборот, полной противоположностью представляется нам семейство Меннерсов (глава их семейства был виновен в смерти матери Ассоли, за что ее отец Лонгрен (заслуженный артист Украины Леонид Ландковский) не спас Меннерса, когда того уносило в бушующее море).
Хин (Евгений Попов), Луиза (Карина Казик), Грета (Гелена Сергутина), их мать и «безутешная» вдова Майра (заслуженная артистка Украины Елена Кондрашкина) своими шуточками и простым рыбацким юмором полностью контрастируют с утонченной главной героиней, но в то же время становятся прекрасной эмоциональной разрядкой для зала.
Очень колоритным и поэтичным оказался образ волшебника и странника Эгля в исполнении Константина Бабанина. Видимо, собственная характеристика героя как «поэта в душе, который не сочиняет сам», удачно совпала с внутренним ощущением самого актера, который знаком с поэзией не понаслышке. Его прекрасная и несбыточная сказка для Ассоли, как думали многие, воплотилась в жизнь благодаря мечте всех романтических особ — капитану Грею (Михаил Меркулов). Он понял нехитрую истину, которой всю жизнь следовал сам писатель Александр Грин, — делать чудо своими руками.
Может, поэтому его «Алые паруса» стали бессмертным произведением и символом самой бескорыстной и преданной любви? Если бы это было не так, его бы не читали в современном мире, который принято считать прагматичным и расчетливым. И выпускники Санкт-Петербурга на выпускном вечере обошлись бы без традиции выпускать корабль с алыми парусами в Неву.