«Алые паруса» (Волгоград, 2017)
Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: мюзикл
Режиссер: заслуженный артист России Александр Кутявин
Автор: Александр Грин
Композитор: Максим Дунаевский
Автор либретто: Михаил Бартенев, Андрей Усачев
Музыкальный руководитель: заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов
Дирижер: заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов
Художник-сценограф: Алексей Михальчев
Художник по костюмам: Ирина Елистратова
Хормейстер: Ольга Руденко
Хореограф: Елена Щербакова
В ролях: Валерия Головкина, Александр Куприн, Леонид Маркин, Андрей Жданов, Максим Сытин, засл. арт. РФ Стрельбицкая, Татьяна Колявкина, заслуженная артистка РФ Лада Семенова, Виктория Миллер и другие
Длительность: 2 часа 15 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Волгоградский музыкальный театр
Премьера: 24 ноября 2017 года
Ограничение по возрасту: 12+
Мюзикл в двух действиях «Алые паруса» в ноябре 2017 года представили на сцене Волгоградского музыкального театра. Музыка М. Дунаевского, либретто и стихи М. Бартенева и А. Усачева. Мюзикл создан по мотивам повести-феерии А. Грина. «Современно не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает». Сюжет, созданный Александром Грином около века назад, не теряет актуальности и в наше время. Любовь и вера в чудеса — это чувства, которые спасают человека в любой ситуации, в любую эпоху. Кажется, что алые паруса, поднявшиеся над судном капитана Грея, стали символом возрождения и надежды на чудо не только для Ассоль — девушки с именем «как свист стрелы или шум морской раковины», — но и для всех, кто прикасается к этой романтической истории.
Идея создания мюзикла «Алые паруса» принадлежит Максиму Дунаевскому, народному артисту России, сыну выдающегося композитора Исаака Дунаевского, а оригинальная пьеса для мюзикла создана талантливыми и признанными современными драматургами — Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым. В мюзикле знакомая всем история представлена по-новому, с новыми сюжетными линиями и героями, но основная мысль остается неизменной — это вера в любовь и в исполнение мечты. Музыкальную основу спектакля составляют более 30 вокальных номеров. Композитор Максим Дунаевский очень тонко чувствует особенности восприятия, поэтому все композиции мюзикла отличаются особым мелодизмом и задушевностью.
О спектакле
Волгоградский музыкальный театр исполнил мотивы «Алых парусов»
В Музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Алые паруса». Авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев создали мотивы повести-феерии Александра Грина, а положил их на музыку известнейший композитор Максим Дунаевский.
Музыка — не просто замечательная, она — великолепна во всех смыслах, и если под нее просто прочитать вслух повесть, успех будет гарантирован. Ну а поскольку имеется либретто, то будем говорить не о повести, а о мюзикле «Алые паруса».
Немного перефразируя нашего Пушкина, возьмем на вооружение выведенное им правило: художника должно судить по законам, которые он сам создал. В данном случае, не судить, конечно, но — попытаться понять, что хотел сказать нам режиссёр-постановщик Александр Кутявин, и как это у него получилось.
Театральная программка не зря предупреждает зрителя, что спектакль создан по мотивам легендарной феерии. От первоосновы тут осталось не так уж много. Значительно расширен список действующих лиц и конфликтов, но зато урезана основная идея произведения. Грин хотел сказать нам, что жизнь — довольно скверная штука, однако нужно оставаться человеком и верить в лучшее. В спектакле Музыкального театра осталась лишь первая половина гриновского построения. А именно: жизнь — довольно скверная штука. Под укороченный тезис и подгоняется весь спектакль.
И, надо сказать, много в том преуспевает. Злодеи здесь — так уж действительно изверги и лиходеи. Вот Меннерс (Андрей Жданов) не просто отказывает матери грудной Ассоль (Светлана Османова) в помощи, но и устраивает ей принудительный стриптиз. Бедная женщина умирает, не вынеся унижения, предварительно исполнив прелестную арию. Кажется, это самая короткая роль нашей звезды Светланы Османовой за все годы ее служения на волгоградской сцене.
Сам Меннерс, по вине отца Ассоль Лонгрена (Леонид Маркин), гибнет в пучине, чтобы потом, подобно тени отца Гамлета, явиться и рассказать миру о своем убийце. Жена Меннерса (Анна Стрельбицкая) гонит и преследует бедняжку Ассоль (Валерия Головкина) так, будто это она сгубила Меннерса, а не ее папа. Да и сам папа вдруг пускается во все тяжкие, устраивает загул, ввязывается в драку, за что и попадает в тюрьму, откуда его выкупает сын Меннерса Хин (Максим Сытин). Но не из милосердия, а по-подлянски, в обмен на любовь Ассоль. Мрак сгущается, сгущается, и, в конце концов, зло на сцене становится почти осязаемым.
Согласитесь, оставаться человеком и верить в лучшее в таких невыносимых условиях очень и очень сложно. Поэтому совершенно логично — в спектакле каждый старается быть хуже, чем он есть на самом деле. Даже Ассоль соглашается плыть по течению, отдавая руку нелюбимому Хину. Но поскольку нельзя же окончательно рвать с любимым многими и многими произведением Александра Грина, алые паруса все-таки появляются в финале. Но, полное впечатление, что появляются лишь по прихоти молодого авантюриста Грэя (Александр Куприн), которому надоело бесцельно шляться по жизни. А потому торжество любви и справедливости, если и происходит, то совсем негромко, как бы стесняясь своей неуместности и, по большому счету, никчемности.
Это то, что касается концепции спектакля. Может быть, Александру Кутявину вовсе такого не хотелось, но вышло именно так. Теперь — о воплощении. А вот здесь позвольте снять шляпу. Музыка находится в преискусных руках Вадима Венедиктова, и что тут можно сказать, кроме восторженных восклицаний и почтительнейших междометий?
Художник-сценограф Алексей Михальчев и художник по костюмам Ирина Елистратова снова удивили размахом и высотой творческого полета. Наслаждение наблюдать за ним и расшифровывать занимательные пируэты.
Мне уже как-то приходилось говорить о том, что танцы, поставленные Еленой Щербаковой — сами по себе спектакли. Здесь действительно танцуют все и все. Иногда кажется, что декорации тоже пускаются в пляс, не в силах оставаться в неподвижности.
Соглашаться с концепцией спектакля или нет — глубоко личное дело каждого. Но что странно (или наоборот — закономерно) — самые впечатляющие актерские работы получились как раз вопреки навязанной концепции. Это то ли волшебник, то ли бродяга Эгль (Роман Байлов). Он — весь из гриновской феерии, ему очень неуютно здесь, и он исчезает по-английски, никак не влияя на последующие события.
Это Хин Максима Сытина — добрый малый, который ну никак не вписывается в предписанные ему рамки злодея, он просто борется за свою, невесть откуда нагрянувшую любовь. Это великолепная иудео-христианская парочка в исполнении Анатолия Дербенцева и Игоря Шумского, пытающихся соединить, казалось бы, несоединимое и примирить непримиримое. Это хозяйка борделя (зажигательное блиц-шоу неотразимой Лады Семеновой) появившаяся лишь потому, что скверная жизнь немыслима без порока.
Это, наконец, сам Лонгрен. В сценах с Ассоль, особенно, с малышкой, Леонид Маркин неописуемо искренен, нежен, несет в себе свет очень сильного и теплого чувства, которое относится не только к дочери, но и окружающему миру.
И, конечно же, нельзя не отметить воспитанников школы «Воскресение», самозабвенно отдающих сцене свои, немалые уже, силенки. Рядом с ними и взрослым нельзя ударять в грязь лицом. Здесь, однако, есть своего рода парадокс. Само появление юных актеров несет угрозу придуманной постановщиком идее. Все просто: там, где резвятся дети, нет и не может быть места унынию и безверию. Даже если жизнь и показывает не самые лучшие свои стороны, все равно когда-нибудь однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус...
Владимир Апаликов. «РИА. Культура», 27.11.2017
Премьера мюзикл «Алые паруса»
В Волгограде зазвучат «Алые паруса». 24 ноября в Волгоградском музыкальном театре состоится премьера мюзикл «Алые паруса», поставленного по мотивам повести-феерии Александра Грина. Сюжет, созданный Александром Грином около века назад, не теряет актуальности и в наше время. Любовь и вера в чудеса — это чувства, которые спасают человека в любой ситуации, в любую эпоху. Кажется, что алые паруса, поднявшиеся над судном капитана Грея, стали символом возрождения и надежды на чудо не только для Ассоль — девушки с именем «как свист стрелы или шум морской раковины», — но и для всех, кто прикасается к этой романтической истории.
Идея создания мюзикла «Алые паруса» принадлежит Максиму Дунаевскому, народному артисту России, сыну выдающегося композитора Исаака Дунаевского, а оригинальная пьеса для мюзикла создана талантливыми и признанными современными драматургами — Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым. Мюзикл «Алые паруса» с успехом идет на российской сцене, в 2014 году он вошел в шорт-лист национальной премии «Звезда театрала» как единственный мюзикл-претендент на эту высокую награду, победители которой выбираются ежегодным народным голосованием. Чем покоряют «Алые паруса»? В мюзикле знакомая всем история представлена по-новому, с новыми сюжетными линиями и героями, но основная мысль остаётся неизменной — это вера в любовь и в исполнение мечты.
Музыкальную основу спектакля составляют более 30 вокальных номеров. Композитор Максим Дунаевский очень тонко чувствует особенности восприятия, поэтому все композиции мюзикла отличаются особым мелодизмом и задушевностью. Над постановкой работает сплоченная постановочная команда: режиссер-постановщик — главный режиссер театра, заслуженный артист России Александр Кутявин; музыкальный руководитель и дирижер — главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов; художник-сценограф Алексей Михальчев; художник по костюмам — главный художник театра Ирина Елистратова, хормейстер Ольга Руденко, хореограф Елена Щербакова. В масштабном проекте театра принимают участие артисты хора, балета и оркестра, в главных ролях ведущие солисты театра: Валерия Головкина, Александр Куприн, Леонид Маркин, Андрей Жданов, Максим Сытин, засл. арт. РФ Стрельбицкая, Татьяна Колявкина, засл. арт. РФ Лада Семенова, Виктория Миллер и многие другие.
Премьерные показы «Алых парусов» пройдут 24 ноября, начало в 18—30 и 25 и 26 ноября, начало в 17—00.
Ани Унанян. «Живой Волгоград»
В Волгограде поставили «Алые паруса»: рецензия на премьеру музыкального театра
Мечты сбываются — и это мечты поклонников русского мюзикла «Алые паруса» Максима Дунаевского. Премьера этой сказки 21-го века о возвышенной вере в чудо состоялась в Волгоградском музыкальном театре. Культурный обозреватель «Волгоградской правды» Юлия Гречухина одной из первых увидела оригинальную постановку.
Мюзикл почти весь состоит из хитов: «Я построю маяк до неба», «Не такая, как все», «Форма белая отутюжена», само собой, «Пена да вода» — они звучат с первой же сцены в портовой таверне до самого финала на морском пирсе, и это залог успеха. Музыка Дунаевского, народного артиста России, чьи песни мы слышали во множестве культовых российских кино- и мультфильмов, действительно чудесна.
Однако авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев сделали более жесткой романтическую сказку Александра Грина. Герои мюзикла живут в куда более циничном мире, чем в книжке. На сцене нет старого замка, где рос Грей, нет таинственного леса, где девочка Ассоль встречает Эгля. Есть блики набегающих на берег волн, есть лунная дорожка на море до самого горизонта — эта прекрасная свободная стихия ожила благодаря видеопроекции.
Талантливый художник-сценограф Алексей Михальчев построил сложную деревянную конструкцию, огромный трансформер. Движение поворотного круга сцены превращало его то в высокий причал, то в палубу корабля. При необходимости ожившая сценическая конструкция воплощала стену пивнушки, башню маяка, даже тюремную камеру. Но воздержусь от спойлера: каким образом в финале под бурные аплодисменты зрителей на сцене появится яхта с алыми парусами, лучше видеть своими глазами.
Александр Грин работал над своими «Алыми парусами» в трагическое голодное и смертельное время, когда отчаянно хотелось великой сказки о сбывающихся мечтах. В мюзикле больше приземленной современности — его населяют жители рыбацкого поселка с довольно грубыми нравами и случайные гости. Их волнуют вполне себе прагматичные ценности, и, кроме этого, никто ни во что не верит. Даже местный священник в исполнении сурового Игоря Шумского впал в отчаянье. Даже Лонгрен (темпераментный Леонид Маркин) начал выпивать и осуждает Ассоль (ее в очередь играют Валерия Головкина и Яна Савельева) за «пустые мечты».
Причем герои со «стороны тьмы» даже по-своему симпатичны. Довольно много сцен у сына «убитого» Лонгреном трактирщика, Меннерса-младшего — его играет Максим Сытин. И эти горячечные нервные эпизоды, где он объясняется Ассоль в безнадежной любви («Хочешь, все брошу к твоим ногами, хочешь, стану еще богаче, хочешь, зови меня Греем»), наверняка заставят обмереть девочек-подростков.
Кстати, порадовало, что текст в мюзикле добротный, порой цепляет не меньше, чем музыка, в нем есть и яркие образы, и смысл, что далеко не всегда бывает в таких постановках. Отчасти и поэтому запоминаются арии Грея, роль которого почти эпизодическая (он ненадолго появится в первом акте, а затем приплывет к финалу). Актеру Александру Куприну, превосходно исполняющему Грея, нужна была такая концентрация чувств — одновременно тоски и надежды, чтобы зрители ему поверили. И они поверили сразу — да, действительно, это тот самый капитан, герой, который «срывался как капля с лезвия, / Словно знал за собой вину, / То в тоску, то в любовь нетрезвую, / То в бессмысленную войну», пока наконец не нашел свою жемчужину.
Грей, как и Ассоль, в этой модерновой сказке был очень близок к краху всех надежд. Один мимолетный взгляд, а потом одно короткое мгновение решили все. Мы и глазом моргнуть не успели, как эти двое оказались в объятиях друг друга, без малейшего развития любовной истории. Видимо, режиссерский замысел постановщика заслуженного артиста России Александра Кутявина состоял как раз в том, что «в любви не бывает рано».
Самый лирически стойкий персонаж — это то ли волшебник, то ли бродяга Эгль — Роман Байлов, с ним связаны удивительно красивые мгновения спектакля, и это одна из удач постановки. Роли главных героев в детстве исполняли очень юные артисты 11—12 лет — ученики Детской школы искусств «Воскресение», причем старались всерьез без всяких скидок на возраст, что стало самым трогательным впечатлением от премьеры.
Финал стал общим праздником — и в мощном хоре, завершающем мюзикл, и в ликовании зрительного зала, бурно благодарившего артистов этой очевидно успешной премьеры. Но было бы нечестно не упомянуть и проблему: мне, как зрителю, очень хотелось бы, чтобы театру наконец помогли обзавестись собственной нормальной звуковой аппаратурой, работающей без огрехов. Будем на это надеяться, ведь это не то что смотреть вдаль в ожидании парусов — мечта самая что ни на есть реальная.
Юлия Гречухина. «Волгоградская правда», 27.11.2017
В Волгограде состоялась премьера мюзикла «Алые паруса»
В минувшие выходные волгоградцы увидели мюзикл, поставленный по мотивам повести-феерии Александра Грина. Идея создания мюзикла «Алые паруса» принадлежит Максиму Дунаевскому, народному артисту России, сыну выдающегося композитора Исаака Дунаевского, а оригинальная пьеса для мюзикла создана талантливыми и признанными современными драматургами — Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым.
Любовь и вера в чудеса — чувства, которые спасают человека в любой ситуации, в любую эпоху. Кажется, что алые паруса, поднявшиеся над судном капитана Грея, стали символом возрождения и надежды на чудо не только для Ассоль — девушки с именем «как свист стрелы или шум морской раковины», — но и для всех, кто прикасается к этой романтической истории.
Волгоградский музыкальный театр представил известную всем историю в новом свете, дополнил новыми сюжетными линиями, при этом главная мысль остается неизменной — главное верить в любовь и исполнение своей мечты.
Основу спектакля составили более 30 вокальных номеров. На сцену вышли Валерия Головкина, известная зрителю по роли Маши Троекуровой, популярные артисты Леонид Маркин и Роман Байлов, Анна Стрельбицкая и Светлана Османова. Ностальгический дуэт сыграют Лада Семенова и главный режиссер Александр Кутявин.
Volgogradru.com