«Алые паруса» (1942)
Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: балет в 3-х действиях, 7-ми картинах
Автор: Александр Грин
Композитор: Владимир Юровский
Балетмейстеры: А.И. Радунский, Н.М. Попко, Л.А. Поспехин
Автор либретто: Александр Таланов
Дирижер: Юрий Файер
Художник: П.В. Вильямс
В ролях: Ассоль — Ирина Тихомирнова (1942) / Ольга Лепешинская (1943), Грэй — Владимир Преображенский, матрос Летика — Aсаф Мессерер, а также А. Абрамова, П. Гусев, Л. Лащилин, Е. Дмитраш, Г. Добрынина, А. Джалилова, В. Галецкая, Н. Капустина, М. Шмелькина, В. Левашев, В. Моторин и другие
Страна: СССР
Театр: Большой театр
Премьера: 30 декабря 1942 года (Куйбышев), 05 декабря 1943 года (Москва)
В годы Великой Отечественной войны, 30 декабря 1942 года, в эвакуированном в Куйбышев (Самара) Большом театре состоялась премьера балета «Алые паруса» Владимира Юровского. Основная идея спектакля — вера человека в прекрасное будущее, в осуществление своих мечтаний и светлых надежд. Партию Ассоль танцует очаровательная Ирина Тихомирова — балерина с выразительной и отточенной техникой. В образе Грея — романтичный и эмоциональный Владимир Преображенский. В дни суровой войны, которую вел наш народ с жестоким врагом, балет «Алые паруса» стал произведением, полным жизнеутверждающих сил, а Большой театр нашел для его постановки интересные и яркие краски.
После возвращения Большого театра в Москву премьера балета состоялась 5 декабря 1943 года. В этой постановке роль Ассоль исполнила Ольга Лепешинская. Балет не был забыт и в последующие годы: в 1964 году ставился в Ташкенте, в 1984 году — в Москве на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в новой редакции В. Юровского (постановщик — Г. Майоров). В том же 1984 году «Алые паруса» включили в репертуар Детского музыкального театра им. Н. Сац (Москва).
Сюжет
Рыбак Лонгрен после смерти жены Мэри остается один с маленькой дочерью Ассоль. Игрушечный корабль, подаренный сказочником девочке Ассоль, рождает в ее душе прекрасную мечту о том, что когда-нибудь приплывет за ней на огромном корабле с алыми парусами тот, кто увезет ее в другой мир, где нет ни насилия, ни жестокости, где торжествует любовь. И мечта сбывается...
Либретто по одноименной феерии Александра Грина
Действующие лица
• Ассоль — дочь моряка
• Лонгрен — ее отец
• Артур Грэй — капитан «Секрета»
• Лионель Грэй — его отец
• Лилиана Грэй — его мать
• Бетси — служанка в замке Грэев
• Джим — слуга, жених Бетси
• Дворецкий
• Художник
• Портниха
• Меннерс — трактирщик
• Эгль — странствующий сказочник
• Летика — матрос «Секрета»
• Угольщик
• Скрипач Циммер
• Продавец тканей
• Торговки, рыбаки, матросы, дети
Действие 1-е
Картина 1
Приморская деревушка Каперна. Солнечный день. На маленькой площади у моря суета: торговки зазывают народ, толстый Меннерс приглашает в свой трактир, катит тележку Угольщик. Играют ребятишки. Под скрипку Циммера пляшет молодежь.
На пороге дома Лонгрен провожает маленькую Ассоль в город продавать игрушки, которые он смастерил. Ассоль восторгается корабликом с алыми парусами, отец сделал его ночью. Лонгрен наказывает ей быть осторожной и, нежно поцеловав, отпускает. Вся площадь перешептывается, глядя на них. Лонгрена недолюбливают, считая гордецом и нелюдимом. Это отражается и на Ассоль.
Девочка робко идет через площадь. Дети начинают кружить вокруг нее, просят показать игрушки. Она достает парусник. Дети замирают от восторга, игрушка идет по рукам. Меннерс, затем торговки кричат детям, чтоб не водились с девочкой, сопровождая крики тумаками. Словно опомнясь, дети дразнят Ассоль, не отдают парусник. За нее вступается Угольщик. Бросив кораблик на землю, сорванцы убегают. Ассоль плача поднимает игрушку и бежит домой. На пороге замирает: отцу и так тяжело. Вздыхает, вытирает слезы и уходит другой, окольной дорогой.
Картина 2
Лес, просвеченный солнцем. Вдали виднеется море. Меж деревьев бежит ручей. Ассоль понемногу забывает о невзгодах. Она вся во власти фантазий и грез. Опускает парусник в ручей и, представляя себя важной дамой, беседует с капитаном, затем танцует с ним. Радость переполняет ее и, кружась, она неожиданно налетает на сказочника Эгля, который задумчиво следил за ней. Она сначала пугается, но старик такой добрый и ласковый. Он рассматривает пойманный кораблик, потом предсказывает: пройдет время, и такой же корабль, только большой, придет за ней, и прекрасный принц увезет ее в свое царство.
На горизонте перед мысленным взором девочки появляется силует корабля под алыми парусами...
Действие 2-е
Картина 3
Замок Грэя. Большой зал с камином и фамильными портретами. Художник готовит холст. Граф и графиня, родители Артура, в роскошных креслах ждут начала сеанса семейного портрета. Входит Дворецкий, докладывает: Артура опять видели играющим с детьми простолюдинов. Вбегает Артур, волосы всклокочены, воротничок разорван, жабо испачкано. Граф хмурится, графиня успокаивает его, жестом отсылая сына переодеться. Наконец, сеанс начинается, но наследник абсолютно не настроен позировать, он корчит гримасы за спинами родителей, в затылок чинно уходящего Дворецкого стреляет из рогатки, которую тут же прячет в манжетах. Портнихе, принесшей графине на показ дорогую ткань для бального платья, он исподтишка показывает живого мышонка. Та симулирует обморок. Потеряв терпение, граф изгоняет сына. Артур с радостью подчиняется. Дворецкий докладывает о прибытии важного гостя. Граф и графиня, «надменные невольники своего положения», встают и выходят из зала. Художник складывает мольберт.
Служанка Бетси наводит порядок, ставит свежие цветы. Появляется Джим. Они давно любят друг друга, но денег на свадьбу у них нет. Дуэт влюбленных нежен и печален. Артур становится невольным свидетелем их признаний. Бетси и Джим смущены, но мальчик успокаивает их, обещая поговорить с матерью, чтобы граф дал Бетси приданое.
В зал входят графиня с портнихой. Артур — сама невинность — извиняется перед дамами за свое поведение, дарит им ромашки, целует руку матери. Графиня смеется, портниха улыбается. Невозможно устоять перед галантностью юного графа. Когда мать и сын остаются вдвоем, он рассказывает ей про Бетси и Джима. Графиня ни в чем не может отказать сыну. Согласия графа она добьется. Радостный Артур, забыв, что поцеловать надо руку, просто расцеловывает мать в обе щеки и ведет к ней Бетси с Джимом, стоявших за дверью. Графиня благословляет их.
Картина 4
Высвечивается сумрачная библиотека замка. Грэй забирается на стремянку в поисках нужной книги. Рядом с полками висит занавешенная картина, которая до сих пор не привлекала его внимания. Неосторожное дивжение — и ткань свешивается, открывая картину почти наполовину. Видно бушующее море. Нетерпеливой рукой Грэй срывает драпировку. Он заворожен: буря, корабль, фигура капитана, стоящего к нему спиной...
Грэй спускается вниз, несколько мгновений смотрит на картину — и вот он уже там, на корабле, он противостоит стихии, он — капитан!.. Его судьба открылась ему: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».
Действие 3-е
Картина 5
Восемь лет спустя.
Снова утренний лес. Ассоль исполнилось 16. Она встречает рассвет на берегу, всматриваясь в морскую даль. Затем начинается ее танец — танец трепетного ожидания, неистребимой надежды и веры в предсказанное. Вдруг ей кажется, что на горизонте вспыхивают алые паруса. Она всматривается в даль до боли в глазах. Нет, это игра солнца...
Утомленная Ассоль опускается на траву под большим деревом и засыпает... Большой корабль бросил якорь неподалеку. С борта «Секрета» спустился капитан Грэй с матросом Летикой. Он идет по лесу, наслаждаясь пеньем птиц, ощущая траву под ногами. Летика более практичен: выломав удилище, он мастерит удочку, напевая песенку собственного сочинения и подтанцовывая. Получив «добро» капитана, идет рыбачить.
Грэй замечает спящую Ассоль. Удивленно склоняется над ней, затем, присев на корточки, любуется ею.
Это судьба! Задумчиво уступая ей, он снимает с пальца старинное кольцо и надевает на палец девушки. Подбегает радостный Летика: поймал рыбу! И замирает. Капитан делает ему знак: уходим. Бросив последний взгляд на спящую Ассоль, они идут в Каперну.
Ассоль пробуждается с улыбкой. Ей снова снился заветный корабль. Кольцо Грэя напоминает о себе. Думая, что это травинка, она хочет ее убрать, подносит руку к глазам и выпрямляется, мгновенно вскочив на ноги. Чья это шутка?!
Схватив левой рукой правую, на которой сияет кольцо, она с изумлением осматривается. Голос сердца говорит ей «да». Держа кольцо в пригоршни, она рассматривает его. Затем, спрятав за лиф, утыкает лицо в ладони, из-под которых рвется улыбка, и опустив голову медленно идет домой.
Картина 6
Площадь Каперны. Та же суета. Грэй с Летикой сидят на веранде, Меннерс суетится вокруг них. Никого не замечая, проходит к дому Ассоль. Дети привычно дразнят ее: вон они, твои красные паруса плывут!.. Она вздрагивает, оборачивается. Меннерс хохочет, тыча в нее пальцем, и рассказывает Грэю историю ее «помешательства». За Ассоль вступается подвыпивший Угольщик: она не полоумная, она просто не такая как все! Меннерс разъярен и пытается вытолкать его. Потасовка. Грэй встает, расплачивается и идет в лавку напротив, где торгуют тканями.
Он просит показать ткани красного цвета. Служанки по приказу хозяина танцуют, демонстрируя образцы тканей. Это гимн алому цвету...
Грэй отбирает, наконец, нужное и делает заказ: 2000 метров! Хозяин провожает его «с почестями императора». Грэй замечает бродячего скрипача Циммера и приглашает на свою свадьбу.
Картина 7
Снова утро в Каперне. Зевая, стоит на пороге трактира Меннерс. Раскладывают свой товар торговки. Катит тележку Угольщик. Вдруг один из мальчишек кричит, показывая на море: Смотрите!!!
Появляется алый «Секрет». Возникает замешательство. Поголовная суета, как во время землетрясения. Люди перекликаются, наскакивают друг на друга, падают. В эту толпу стремительно вбегает Ассоль. Все замолкают, в страхе сторонясь ее, точно колдуньи. Она стоит одинокая, растерянная, беспомощно протягивая к кораблю руки... Алые паруса плещутся во все небо...
Грэй с матросами сходит на берег. Ассоль делает робкие шаги навстречу. Все замерли. Звучит лишь скрипка Циммера. Начинается адажио Грэя и Ассоль: «Вот я пришел, узнала ли ты меня?..» «Совершенно такой, — отвечает Ассоль. — Ты возьмешь моего Лонгрена?..» «Да», — капитан Грэй целует ее.
К изумлению односельчан железный Лонгрен смахивает с лица слезы, обнимая дочь и пожимая руку капитану.
Матросы приглашают на танец девушек Каперны. Грэй и Ассоль поднимаются на «Секрет».
Апофеоз.
О постановке
Советский артист балета Асаф Михайлович Мессерер рассказывал о постановке балета «Алые паруса» в своих мемуарах:
«В Куйбышеве мы поставили наконец новый балет, по которому все так стосковались, — "Алые паруса" по А. Грину. Музыку его композитор Владимир Юровский начал писать еще перед войной. Оркестровку ему помогал делать Юрий Файер. Однако во время войны партитура пропала. Сохранился лишь клавир. Его Юровский и привез в Куйбышев, предложив начать работу над спектаклем.
В то тяжкое время люди испытывали особую потребность в балете светлого, романтического плана. А музыка Юровского, с ее широким симфоническим повествованием, с ее яркими лейтмотивами и характеристиками, несла идею жизнеутверждения и человечности.
Балет (по либретто А. Таланова) ставили трое молодых хореографов — А. Радунский, Н. Попко, Л. Поспехин. Они вдохновенно воплощали в зримые образы чудесную повесть А. Грина. Поэму о людях, осуществивших мечту.
Премьера спектакля состоялась 30 декабря 1942 года. Ассоль танцевала Ирина Тихомирнова. Эта поэтическая роль отвечала складу дарования балерины. Как потом отмечала пресса, балет во многом был обязан ей своим успехом. Партию капитана Грея исполнял Владимир Преображенский. Красивый, высокий, актерски выразительный танцовщик прекрасно подходил к роли благородного, мужественного капитана Грея, увозившего Ассоль на корабле под алыми парусами — в страну светлых надежд.
Декорации к "Алым парусам" написал художник П.В. Вильямс, в мягких пастельных тонах, создающих атмосферу мечтательности. Спектаклем дирижировал Юрий Файер, давший музыке В. Юровского "истолкование, превосходное по богатству оттенков, нюансов и тому подъему, с которым были исполнены патетические места балета" ("Известия", 1943, 10 янв.). Я исполнял партию боцмана Летики.
Восьмого февраля в "Правде" появилась рецензия Д.Д. Шостаковича, высоко оценившего спектакль. Балет прошел в Куйбышеве пятнадцать раз с огромным успехом. В "Алых парусах" кроме признанных мастеров — А. Абрамовой, П. Гусева, Л. Лащилина. А. Радунского — выступила плеяда способной молодежи. Во втором составе партию Ассоль интересно подготовила Н. Чорохова, капитана Грея — Ю. Кондратов и А. Кузнецов, боцмана Летику — А. Жуков и В. Хомяков. В спектакле выступили также Е. Дмитраш, Г. Добрынина, А. Джалилова, В. Галецкая, Н. Капустина, М. Шмелькина, В. Левашев, В. Моторин и другие.
Чтобы поднять исполнительское качество спектаклей, в театре были введены классы актерского мастерства, которые вели Р.В. Захаров и А.И. Радунский. Наши артисты выступали также в госпиталях, на призывных пунктах, на колхозных полях».
* * *
В годы войны Ольга Лепешинская вместе со всей балетной труппой Большого театра эвакуировалась в Самару, которая в те годы носила название Куйбышев. Несмотря на бытовые неудобства, работа не прекращалась и в эвакуации. В распоряжение артистов был отдан клуб, и занятия шли каждый день.
В августе 1942 года начались концерты Лепешинской — и сольные, и в составе концертных бригад Большого театра. На протяжении всех лет войны Лепешинская не только продолжала выступать на сцене, но и успевала объездить с концертами множество городов, поселков, госпиталей. Побывала она и на линии фронта, воодушевляя бойцов своим искусством.
В Куйбышеве силами артистов Большого театра состоялась постановка балета «Алые паруса» В. Юровского по светлой, романтической повести Грина.
Ольга Лепешинская в первых спектаклях не участвовала, так как была занята концертной деятельностью. Ассоль она станцевала уже после возвращения Большого театра в Москву в 1943 году. Перед балериной стояла интересная творческая задача — передать средствами хореографии и мечтательность Ассоль, и ее стремление бороться за свое счастье, живой и земной характер дочери простого рыбака. Это Лепешинской удалось, и партия Ассоль была одной из лучших в репертуаре балерины.
К сожалению, критикам того времени пришлась не по душе светлая мечтательность Грина. Они утверждали, что создатели балета не смогли «провести сквозь спектакль сквозную тему, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека». Однако публика оценила балет по-другому. В период тягот войны мечта о счастье, о светлой мирной жизни воспринималась очень актуально. «Алые паруса» всегда собирали полный зал. Немало способствовал успеху и талант Лепешинской, который признавали даже недоброжелатели спектакля.
* * *
И невозможное — возможно...
«...Когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай человеку это чудо, если ты в состоянии».
Эти слова, как и всю повесть «Алые паруса», Александр Грин написал в сумрачном и голодном Петрограде начала 20-х годов. Девочка Ассоль, дочь рыбака, мастерившего игрушечные корабли, привязалась душой к маленькому кораблику с алыми парусами. Однажды ей повстречался странствующий музыкант-сказочник Эгль и предсказал, что придет время, Ассоль подрастет, и тогда за ней приплывет настоящий большой корабль под алыми парусами. На этом корабле Ассоль и найдет свое счастье. С той поры девочка никогда не расставалась с мечтой о счастливой встрече.
Шли годы, трудные годы бедности, злых насмешек со стороны богатого трактирщика Меннерса и его собутыльников, потешавшихся над наивными надеждами Ассоль. А она все чаще, каждый раз волнуясь и робея, уходила на морской берег, стараясь в мерцающей дымке утреннего моря разглядеть свой корабль с алыми парусами. Всем существом Ассоль уходила в мечту, как бы отрешаясь от суровой прозы буден. И эти минуты ожидания были в ее маленькой жизни самыми счастливыми: «Глубокая, непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в ней» (А. Грин).
Однажды мужественный рыцарь морей капитан Грей, странствуя по берегу залива, увидел спящую девушку с игрушечным корабликом в руке. Она поразила его непосредственной грацией и мечтательной улыбкой. Грей полюбил Ассоль. А узнав от Эгля тайну ее мечты, оснастил свой корабль алыми парусами и направил его к берегу возлюбленной. Трепетная, упорная, терпеливая вера Ассоль в право человека на счастье, ее стойкое нежелание подчиниться низменным и своекорыстным нормам обывательской жизни были вознаграждены в конце концов большой и взаимной любовью, безграничной, как морская ширь. Таков смысл сказки, написанной Грином. Таково, в самом главном, и содержание балета «Алые паруса».
Премьера балета «Алые паруса» состоялась 30 декабря 1942 года в Куйбышеве. Это были дни и недели ожесточенных сражений за окончательное освобождение Сталинграда. Это было время начавшегося контрнаступления советских войск, время коренного изменения военной ситуации. Надежда на конечную победу впервые с начала войны превращалась в реальную уверенность.
Молодые балетмейстеры А. Радунский, Н. Попко и Л. Поспехин сумели наполнить спектакль всей гаммой чувств, близких современникам. В нем были и трагические мотивы смерти Мэри, матери Ассоль, на которую обрушилась и ярость морской стихии и сластолюбивые преследования Меннерса-старшего; и картины трудной и грустной юности Ассоль с лишениями бедности и насмешками Меннерса-младшего; и пророческая сказка Эгля о корабле с алыми парусами. А в финале балета — появлялся капитан Грей, яркими красками блистал веселый праздник интернационального экипажа корабля в честь сбывшейся мечты Ассоль и в честь людей, сделавших чудо реальностью.
Ольга Васильевна в месяцы подготовки спектакля «Алые паруса» много времени отдавала выступлениям во фронтовых бригадах и в первых спектаклях не участвовала. Партию Ассоль в Куйбышеве по-своему интересно исполняла И.В. Тихомирнова. Сезон 1943/44 года Большой театр начинал уже в Москве. Здесь, на сцене филиала ГАБТ, 5 декабря 1943 года состоялась подлинная премьера «Алых парусов» в обновленной редакции, которая ориентировалась теперь уже на основную исполнительницу партии Ассоль — О.В. Лепешинскую.
Именно ее и имел в виду 25-летний композитор Владимир Михайлович Юровский, большой друг Ольги Васильевны и всей семьи Лепешинских, когда в 1940 году приступал к сочинению своего первого балета. Романтик по своим творческим устремлениям, он стремился к более полному раскрытию лирических сторон таланта Лепешинской и наполнил музыку партии Ассоль взволнованной эмоциональностью, мечтательной грустью, широкой мелодичностью.
Музыкальное вступление к балету рисовало ширь морского пейзажа, а затем ярость волн, обрушившихся на рыбацкий поселок. Но мелодия мечтаний Ассоль как бы укрощала стихию, звала вдаль, помогала понять удивительную способность девушки «видеть сверх обычно видимого» (выражение А. Грина). «Кружево тайн», скрывавших будущее, светлую веру в счастье передавала баллада Эгля, сопровождаемая скрипичным соло. Возвышенно звучала музыка любовного адажио Ассоль и Грея.
Задача перед Лепешинской возникла не легкая. Сквозь голубую дымку романтики она стремилась разглядеть и воплотить все-таки земной и живой характер девушки из народа, дочери рыбака. Не фея, не бесплотный ангел, а дитя земли из мрака лишений и житейских испытаний стремилось к свету и счастью, к победе над всей мерзостью Меннерсов. Вместе с тем Ассоль и в сюжете и в музыке противостояла «обычным» персонажам, не знавшим высот полета на крыльях мечты. Жанрово-бытовые характеры тоже удались композитору. Веселый боцман Летика со своей подружкой, угольщики, сочувствовавшие Ассоль, лихие матросы экипажа Грея, весело плясавшие джигу, восточный и негритянский танцы, шумно и темпераментно отмечавшие свадьбу капитана — все построено на стремительных ритмах, на синкопах, на остро характерных движениях.
Постановщики вместе с балериной искали в пластике образа Ассоль единство обычного с необычным, мечтательного с реальным, воздушного с земным. Задача трудная и новая, решенная в конечном итоге с покоряющей убедительностью.
Возможно, музыке «Алых парусов» не хватало подлинного драматургического развития. Молодой композитор не смог в полной мере преодолеть иллюстративное начало, заложенное в сценарии балета. Отсюда известная «сюитность» музыкального материала. Драматизм, драматургическое нарастание событий вскрывались дружными, талантливыми усилиями художника, постановщиков и исполнителей.
Великолепный мастер и знаток декоративно-сценической образности П.В. Вильямс придал спектаклю «скандинавский» колорит. В самом чередовании декораций он сумел передать динамику сюжетного развития. Картина ночного шторма в прологе сменялась мирным пейзажем рыбацкой деревушки. Затем, пронизанный стрелами солнечных лучей, лес на берегу моря, где уснула Ассоль. Шумный портовый город, в гавань которого входит стройный парусник Грея. Ущелье у моря, скала, с высоты которой Ассоль вглядывается в морскую даль, с трепетом ожидая появления корабля с алыми парусами. И наконец — веселая, шумная свадьба на палубе, а затем — уход корабля в голубую морскую даль, в будущее, завоеванное верой и стойкостью.
Встреча с Эглем преображала Ассоль. Мечта пробуждала в ней способность ждать, надеяться, сопротивляться. Хореографически образ становился свободнее, шире, воздушнее. В глазах появлялся блеск, в движениях — уверенность. Когда Ассоль с вершины скалы, взвив над головой платок, широким жестом призывала свой корабль, мы вместе с нею верили — она увидит алые паруса, и ветер, наполняющий их, принесет ей освобождение и счастье.
Лепешинская вместе с тем не отрывала свою мечту от забот каждого дня. Ее Ассоль, взрослея, начинала видеть мир глубже, по-новому. Кроме любящего и любимого отца у нее появлялись новые друзья и союзники. Горькая судьба девушки заставила действовать Эгля, чуткого, внимательного, доброго (его образ мягко и тепло создавал А. Радунский). Именно Эгль рассказал Грею о волшебной мечте, наполнявшей душу Ассоль, и пробудил в капитане желание превратить мечту девушки в действительность. А когда Ассоль приносила продавать свои игрушки в шумный и пугающий город, здесь ее брали под защиту угольщики. В танце с угольщиками пленяло сочетание хрупкой воздушности Ассоль с чуть-чуть неуклюжей пластикой людей нелегкого труда.
Социальные мотивы, бессердечие Меннерса и доброта угольщиков нашли в балете отчетливые и изобретательные хореографические характеристики.
Последняя часть балета — картины осуществившейся мечты и начало новой жизни Ассоль — давала Лепешинской возможность еще раз показать блеск своей всегда содержательной виртуозности. В адажио с Греем (его исполнял В. Преображенский, воссоздававший образ мужественного, душевно щедрого капитана) мы видели новую Ассоль, обретшую крылья, устремленную в будущее. Она сияла улыбкой, она нашла прочную опору своей веры в людей. Свободные, раскованные движения, парение в воздухе на сильных руках Грея, отточенные, виртуозно исполненные вариации — все говорило о новом рождении Ассоль.
Ольга Васильевна тонко чувствовала и передавала те грани характера своей героини, которые воодушевляли людей, укрепляли их волю, будили новые силы. Ассоль из сказки обращалась к современникам и сама становилась современницей. Лепешинская не только вновь проявила чуткое понимание своей аудитории, но осознанно стремилась глубже и творчески свободнее дышать воздухом своего времени: в 1943 году ее Ассоль, терпеливо ждущая свой счастливый корабль, поддерживала в людях бодрость, укрепляла веру в победный исход жестокой войны. Постановка балета-сказки, балета-мечты в трудные годы войны открыла перед нашей хореографией еще одну дверь в сферу романтики. В известной мере «Алые паруса» продолжили традицию сказочных балетов Чайковского, «Жизели», «Баядерки», «Жар-птицы», других романтических балетов, определявших в предреволюционную эпоху одну из основных линий развития хореографического искусства.
Критика отнюдь не сразу по достоинству оценила начинание В. Юровского и Большого театра. В конце 40-х годов Ю.И. Слонимский писал: «Феерия-сказка «Алые паруса» проповедует бездействие, созерцательность, рабье терпение. Мораль сказки Грина противна нашей морали. За идеей пассивного приятия жизни и бегства от нее скрывается игнорирование классовой борьбы... Создатели балета многое «гриновское» изъяли. Но одно изъятие еще ничего не решало. Авторы не выполнили главную задачу — воспроизводя в сказочной оболочке реальное содержание, они не дали своим героям конкретных характеров, не провели через весь спектакль сквозную тему, которая соответствовала бы взглядам на мир советского человека».
Так плоско и однозначно понимался тогда кое-кем А. Грин. Так элементарно противопоставлялись романтика и реальность, мечта и суровые будни.
Но зрители тоньше и глубже воспринимали связь гриновских образов с современностью. Успех балета был несомненен. А в партии Ассоль О.В. Лепешинская самим характером своего дарования звала зрителей не к бездейственной созерцательности, а к стойкости и борьбе.
Это признавал и цитированный выше «отрицатель» А. Грина: «Талант и мастерство, и в первую очередь О. Лепешинской, — писал он, — облагородили и возвысили спектакль. Благодаря прекрасному актерскому исполнению балет «Алые паруса» держится на сцене Большого театра по настоящее время, хотя неполноценность содержания в идейном и драматургическом отношениях помешала спектаклю стать в один ряд с лучшими балетами Большого театра».
«Алые паруса», и особенно партия Ассоль в исполнении Лепешинской, явились одной из первых попыток преодоления застывших канонов хореодрамы. В спектакле было достаточно хореографического текста, направленного на «житейское оправдание» тех или иных характеров или сюжетных ситуаций. Однако Лепешинская своей интерпретацией центрального образа смело ломала рамки бытовизма: конкретно-бытовые повороты сюжета она возвышала, обобщала, переводя индивидуальное в план общего, типического. Она была верна Грину, сказавшему в «Алых парусах»: «Море и любовь не терпят педантов». Искусство — тоже, могли бы мы добавить со своей стороны.