Оригинальное название: «Ассоль»
Жанр: балет в 2-х действиях
Руководитель постановки: Адам Мурзич
Автор: Александр Грин
Композитор: Владимир Савчик
Автор либретто: народный артист Беларуси Владимир Иванов
Хореограф-постановщик: народный артист Беларуси Владимир Иванов
Дирижер-постановщик: Олег Лесун
Художник-постановщик: Валентина Правдина
Дирижеры: Марина Третьякова, Николай Макаревич
В ролях: Тимофей Войткевич, Ририко Оно, Мику Сузуки, Александр Мисиюк, Владислав Журов, Никита Полукчи, Георгий Андрейченко, Ирина Войтекунас, Татьяна Ермолаева, Ольга Серко, Ольга Янович, Антон Аржанников, Елена Германович, Маюко Оно, Юлия Сливкина и другие
Длительность: 1 час 50 минут
Страна: Белоруссия
Театр: Белорусский государственный академический музыкальный театр, Минск
Премьера: 12 января 2013 года
Балет в 2-х действиях «Ассоль», написанный композитором Владимиром Савчиком, был поставлен в 2013 году на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра. «Ассоль» — белорусский балет, в основе которого — знаменитая повесть Александра Грина «Алые паруса», написанная в 1916—1922 годах и получавшая неоднократное воплощение на сцене и на экране. Премьера спектакля состоялась 12 и 13 января 2013 года. Хореография и либретто народного артиста Беларуси Владимира Иванова. Постановка осуществлена при содействии Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.
Сюжет
В свое время над «Алыми парусами» работали такие разные мастера, как талантливый «сказочник» — кинорежиссер Александр Птушко, режиссер Борис Степанцев, композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенев. Действительно, история о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте не может не вдохновлять.
Однако композитор Владимир Савчик и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов прочли эту историю каждый по-своему. Савчик создал музыкальное решение, далекое от нежно-романтических тонов, Иванов предпринял попытку переложить романтическую прозу Грина на современный и экспрессивный язык балета. Те, кто ожидает насладиться томными девичьими вздохами, будут несколько разочарованы. Зрителей ждет мир страстей и соблазнов, путешествие в подводное царство, и масса самых противоречивых впечатлений. Спектакль «Ассоль» — это не мир сказки, а стремительное драйвовое действо, рвущееся к зрителю на всех парусах. Пусть и не совсем алых. Их, кстати, в спектакле не будет вовсе. Как не будет и некоторых привычных персонажей: отца героини — моряка Лонгрена, старика Эгля, встретившегося ей в лесу. Зато в балете есть новый персонаж — Рассказчик, о котором никогда нельзя сказать точно, что у него на уме (кто знает, может это сам автор повести?) Потому вас ждут отнюдь не канонические «Алые паруса». К тому же нельзя точно сказать — где и когда происходит это действие. По признанию Иванова, он бы хотел избавить историю от каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала вне времени и пространства.
I акт. «Мир Ассоль»
Перед нами — Рассказчик. Из массы молодых парней и девушек он выбирает героиню будущего балета. Его выбор падает на Ассоль. Встреча с Рассказчиком меняет ее жизнь. Сначала она встречается с русалками, где ее посещает предчувствие скорой любви. Потом она попадает на таинственный бал, где за ней ухаживают импозантные кавалеры. Наконец, знакомится со зловещими пиратами и мертвецами. Все это приводит ее в смятение, но она не может побороть свое природное любопытство. Наша Ассоль только познает мир и саму себя, находится в поиске своего «я».
II акт. «Мир Грэя»
Капитан Грей предстает перед зрителем отнюдь не положительным персонажем. Он любит карты, а свое наследство промотал. Он бунтарь от природы.
После череды приключений и жестоких испытаний, Грэй знакомится с Ассоль. В его сердце вспыхивает любовь. Именно на этом авторы спектакля ставят точку.
Действующие лица и исполнители
• Рассказчик — Тимофей Войткевич
• Ассоль — Ририко Ито / лауреат международного конкурса Мику Сузуки
• Грэй — Александр Мисиюк
• Друзья Грэя — Владислав Журов, Никита Полукчи
• Антураж Рассказчика: Ирина Войтекунас, Татьяна Ермолаева, Ольга Серко, Ольга Янович
• Кавалеры: Тимофей Войткевич, Владислав Журов, Александр Мисиюк, Никита Полукчи, Георгий Андрейченко, Антон Аржанников
• Восточный танец исполнили: Виолетта Герасимович, Тимофей Войткевич, Александр Мисиюк, Виталий Боровнев, Владислав Журов
• Цыганский танец исполнила лауреат международных конкурсов Елена Германович
• Рок-н-ролл исполнила лауреат международного конкурса Юлия Сливкина, Владислав Журов, Никита Полукчи
• Официанты (кабачники): Антон Аржанников, Маюко Оно, Георгий Андрейченко, Виталий Боровнев
• Русалки, русалы, пираты, парни, девушки — артисты балета театра
О спектакле
Просто «Ассоль»
В канун старого Нового года свое прочтение хрестоматийной повести Грина «Алые паруса» выносит на суд зрителей Белорусский государственный академический музыкальный театр. История о непоколебимой вере в чудо маленькой девочки Ассоль вдохновила композитора Владимира Савчика на написание музыки еще двадцать лет назад. После нескольких правок диск с его произведением попал в руки художественного руководителя балета Национального Большого театра Юрия Трояна, который предложил своему коллеге из Музыкального Владимиру Иванову подумать над возможностью поставить полноценный балет. Оценив материал, Иванов тут же дал согласие:
— Музыка к такому легкому, на мой взгляд, произведению, как «Алые паруса», не должна быть слишком сложной для восприятия. Нужна была предельно простая мелодия, без каких бы то ни было излишеств. Эту простоту я и нашел в работе у Владимира Савчика.
Зрители не увидят старика Эгля и моряка Лонгрена, зато на сцене появится Рассказчик, который с одинаковым успехом может быть как сторонним наблюдателем, так и самим автором. Художественный руководитель театра Адам Мурзич вольной интерпретацией «Парусов» вполне доволен:
— Нам хотелось отойти от штампованного восприятия этого произведения. Например, наш Грэй — отнюдь не положительный персонаж. Он бунтарь и большой любитель карт. Но, как и положено сказке, после встречи с Ассоль его жизнь изменится в лучшую сторону.
Не увидят зрители в спектакле и алых парусов, давших название литературному произведению. В чем тут дело — в отсутствии средств на масштабные декорации или в сознательном от них отказе, — Мурзич так и не признался. От оригинального названия постановки руководство театра отказалось еще на этапе обсуждения идеи будущего балета, поэтому «Алые паруса» заменили на не столь притязательную «Ассоль».
Да, такой «Праздничный, веселый, бесноватый, с марсианской жаждою творить...», как написал в свое время об «Алых парусах» Александра Грина поэт Николай Тихонов, мир прекрасной музыки и удивительно изящного танца ждет минчан на премьере балета «Ассоль» в Белорусском государственном музыкальном театре сегодня. Постановка осуществлена под эгидой Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.
Уже на пресс-конференции для журналистов столичных СМИ стало ясно главное: эта духовно богатая, заряженная мечтой о «всем высоком и прекрасном» повесть Александра Грина, которая учит мужеству, радости жизни и любви, подарит всем нам еще одну незабываемую встречу с белорусским балетом. Однако и композитор Владимир Савчик, и главный балетмейстер-постановщик народный артист Беларуси Владимир Иванов прочитали эту удивительную и волшебную историю по-своему.
— В нашей работе нет штампованного восприятия произведения Александра Грина, — сказал Владимир Иванов. — В «Ассоли» зрители увидят подводный мир, о котором юная героиня повести Грина слышала много волшебных сказок. Она повстречается с русалками, потом попадет на таинственный бал. Затем познакомится с пиратами... И все же ее не будет покидать предчувствие скорой любви.
Первый акт нашего балета — это история загадочной Ассоль, а во втором мы расскажем о мире Грэя. Он хотел быть «дьявольским моряком», проиграл в карты часть своего имущества... Но не потерял главного — своей летящей души. И все же он предстанет перед зрителями отнюдь не положительным персонажем. Бунтарь от природы, Грэй после многих жизненных приключений знакомится с Ассоль, и в его сердце вспыхивает настоящая любовь.
Я еще раз перечитал Александра Грина. И у меня появилась мечта через танец рассказать о его богатом внутреннем мире — мужестве, искренности, умении любить. Главные герои первого белорусского спектакля — артисты Мику Сузуки и Дмитрий Лазовик, у которых своя история любви. Они повстречались в нашем театре. Так что история Ассоль и Грэя — это в какой-то мере и их история. Ну а повествует о мире этих молодых людей Рассказчик.
Возможно, как я представила себе Рассказчика, он будет похож на самого Александра Грина?.. В 1902 году «искателя чудесного» забирают в солдаты. И Грин попадает в заштатный 213-й Оровайский резервный пехотный батальон. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры: рост 187,4, глаза — светло-карие, волосы — светло-русые. Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...
Замечательно и то, что Владимир Иванов представил эту прекрасную историю вне каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала независимо от времени и пространства.
На пресс-конференции среди заданных журналистами вопросов были и такие: какова сейчас творческая труппа театра, будут ли ее «делить» на балет и мюзикл, какие трудности — кроме еще незаконченного ремонта — мешают работать артистам и какие еще премьеры ждут белорусских поклонников музыкального театра?
Художественный руководитель театра Адам Мурзич ответил на все вопросы: о том, что убежден — невозможно жить Белорусскому государственному музыкальному театру без постановок белорусских произведений. А потому будут и балет, и мюзикл, и спектакли национальной тематики. Со всеми нынешними трудностями творческий коллектив справится. И как начало добрых позитивных перемен — первый в 2013 году белорусский балет «Ассоль». Его дирижер-постановщик — Олег Лесун, композитор — Владимир Савчик, художник-постановщик — Валентина Правдина, главный балетмейстер-постановщик — народный артист Беларуси Владимир Иванов.
А впереди наш любимый Музыкальный ждут еще минимум три премьеры, а также гастроли в Тулу и Екатеринбург и традиционный долгожданный фестиваль народной артистки Беларуси Наталии Гайды. Ну а мне хотелось бы добавить, что задуманный народным артистом Беларуси и его товарищами по творческому цеху балет «Ассоль» как солнечный — таковым и получился! Убедиться в этом можно было, одним глазком посмотрев репетицию... Помните:
«...Грэй взял ее руки, и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки наконец ясно раскрылись. В них было все лучшее от человека»... И даже мне, взрослой женщине, в этот миг захотелось увидеть белизну мачт и снастей «Секрета» — корабля мечты о счастье и любви, которая обязательно сбудется.
Ирина Бурак, «Белорусская военная газета. Во славу Родины», 12.01.2013