«Рыцарь мечты» (1968)
Оригинальное название: «Рыцарь мечты»
Жанр: романтическая баллада
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер: Вадим Дербенев
Автор сценария: Вадим Дербенев, Леонид Рутицкий
Актеры: Евгений Ушаков, Николай Симонов, Марианна Кушнерова, Александр Лазарев (ст.), Федор Никитин, Иван Воронов, Николай Карпенко, Андрей Ананов и другие
Оператор: Вадим Дербенев
Композитор: Эдуард Лазарев
Художники: Юрий Лактионов, Валерий Левенталь
Длительность: 1 час 12 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Молдова-фильм, Ленфильм
Год: 1968
Премьера: 10 февраля 1969 года
Художественный фильм «Рыцарь мечты» снят в 1968 году режиссером Вадимом Дербеневым. Это фильм-фантазия о судьбе одного из самых романтичных пистелей России — Александре Грине.
Сюжет
Детские годы шестнадцатилетнего мечтателя прошли в лачуге с вечно пьяным отцом. Единственной отрадой для мальчика были прогулки к пристани, где он воображал себя капитаном бригантины, путешествующей по далекому и таинственному морю. Однажды ночью он тайком ушел из дома и уплыл на пароходе навстречу своей мечте, в путь, полный романтических и прекрасных приключений. Так началась дорога в несбывшееся писателя Александра Грина.
О фильме
Это фильм для тех, кто любит книги Александра Грина. И поставил его по собственному сценарию режиссер Вадим Дербенев — он же главный оператор картины — тоже потому, что он любит этого писателя-романтика, великого мечтателя и фантазера. Приступая к работе, Дербенев рассказал, что его будущий фильм не станет обыкновенной экранизацией, какими были уже известные нашему зрителю «Алые паруса» или «Бегущая по волнам». Дербенев задумал показать, как он сам воспринимает творчество писателя, что ему тут дороже и ближе всего. Фильм с самого начала замышлялся как произведение поэтическое, как серия порой реальных, порой фантастических эпизодов, в которых прозвучат главные темы всего творчества Грина. Это тема мечты о море, о вольных и смелых людях, плывущих навстречу неведомому под напряженными, полными ветра парусами. Это тема большой любви, о которой надо уметь мечтать и за которую надо бороться. Это тема прекрасных приморских городов, вызванных к жизни воображением писателя и обозначенных им на его фантастической карте. Наконец, это тема постылой и нищей прозы, которая хочет погубить мечту, подрезать ее алые крылья — но которая всегда у Грина оказывается бессильной...
Главный герой фильма Дербенева, лучшее, что есть в нем — море. Оно получилось поистине гриновским, потому что художник снимает его вдохновенно, бесконечно разнообразно, схватывая тысячи и тысячи его ликов. Море на экране то встанет стеной, горя голубым слепящим пламенем, то лежит тихое, плоское, жемчужно-серое. Оно то грозно вскидывается у скалистого берега, то уходит куда-то в бесконечность, за горизонт. Оно словно говорит всеми своими красками о воле, о счастье дальних странствий, о вечной молодости гриновского вдохновения. Фильм Дербенева построен прихотливо и для восприятия не так прост. Здесь вольно чередуются явь и сон, здесь реальные впечатления вплетаются в причудливую ткань грез. Герой картины Дербенева, за которым угадываются черты юного Грина и факты его реальной биографии, уходит из нищего городка, от опустившегося, вечно пьяного отца навстречу мечте о море, об удивительных приключениях и встречах. Он видит молодую незнакомку, плывущую с ним вместе на небольшом речном пароходе по тихой русской реке в сопровождении старого и ревнивого спутника, — и эта встреча входит в его сны, становится основой фантастической истории о бриге «Диана», о капитане Педе и его прекрасной дочери.
Большеглазый, худенький, нестриженный юноша в стареньком гимназическом мундире, в смешной соломенной шляпе, с тощей плетеной корзинкой видит себя юным покорителем морей Аяном, которого команда «Дианы» после смерти старого Педа выбирает своим капитаном. Он, Аян, должен найти дочь Педа Диану, передать ей прощальный отцовский привет и шкатулку с ее портретом... Его путь к Диане долог и труден, но он проходит по волшебной стране, где скалы подымаются к самому небу, где скачет дикий прекрасный конь, где шумят нетоптанные травы и цветут невиданные цветы. Девушка с парохода превращается в обитательницу, скорее даже в пленницу, огромного странного дворца, где ее стережет злой старик — тот самый, похожий на летучую мышь старик с голым, мертвенно бледным черепом, с улыбкой, змеящейся на бескровных губах, который на пароходе кутал ее плечи накидкой. Аян идет к Диане бесконечной чередой залов и галерей, навстречу — ему прорастают сказочные узоры, играют тысячами огней волшебные зеркала, вспархивают сказочные птицы... Он приходит к Диане, чтобы отсюда начать свой настоящий путь к ней: он еще вернется, вырвет ее из этого прекрасного, но зловещего царства — придет, когда станет настоящим капитаном, когда научится водить свой корабль под парусом мечты... А потом, в конце фильма, уплывает в слепящую белым светом даль чужой, недостижимый бриг, и лежит на мокром песке мальчик — нет, не Аян, каким он видел себя в грезах, а тот — в смешной соломенной шляпе и с тощей корзинкой, — лежит смертельно утомленный неравной борьбой с могучим морем мальчик, покинувший дом, чтобы искать и, несмотря ни на что, найти свой путь в страну романтики.