Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968)
Константин Паустовский встретился с Александром Грином всего один раз, но эту встречу запомнил навсегда. Летом 1924 года Грин приехал в Москву, чтобы раздобыть хоть немного денег. Паустовский работал тогда в редакции «На вахте», шло совещание, и в комнату неожиданно вошел Грин. Много лет спустя Константин Георгиевич вспоминал: «Я увидел его тогда в первый и последний раз. Я смотрел на него так, будто у нас в редакции, в пыльной и беспорядочной Москве, появился капитан "Летучего голландца" или сам Стивенсон. Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я, хотя мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца».
Паустовский одним из первых начал разрушать стену забвения, появившуюся вокруг имени и творчества Грина в начале 1930-х годов. В 1934 году он первым из писателей приехал в Старый Крым, разыскал небольшой глинобитный домик, в котором провел свои последние дни тяжелобольной Грин. То, что писатель увидел и услышал от вдовы Грина, Нины Николаевны, поразило его до глубины души: «Удивился я, когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку».
В течение многих лет после этого Паустовский боролся за возвращение произведений Грина читателям, за память о нем. В 1935 году издается повесть Паустовского «Черное море», две главы в которой — «Горная река» и «Сказочник» — были созданы под впечатлением поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» была посвящена Грину и месту его последнего приюта в Старом Крыму. После опубликования «Черного моря» Паустовский получил много писем, в которых простые читатели благодарили автора — кто за память о преданном забвению писателе, кто за знакомство с творчеством Грина.
Вместе с Ниной Николаевной Паустовский в 1936 году начал подготовку сборника рассказов Грина, он написал к сборнику большую вступительную статью. Издательство «Детгиз» под различными предлогами в течение нескольких лет затягивало выпуск этого сборника, который был опубликован лишь в 1940 году. Паустовскому удалось настоять на включение в сборник и повести «Алые паруса». Параллельно он давал материалы о Грине и в другие издательства — «Красная новь» и «Знамя». В том же 1940 году усилиями Паустовского в «Советском писателе» был издан однотомник избранных произведений Грина, хотя планировалось выпустить собрание сочинений. Паустовский вел многолетнюю переписку с Ниной Грин, часто навещал ее, посещая Старый Крым, выбивал гонорары за изданные гриновские книги, участвовал в создании, а затем и в спасении дома-музея Грина.
Биография
Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы. Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях: «...отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди». У него были два брата и сестра. Их отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Костя учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда мальчик был в шестом классе, его родители развелись, и Паустовскому пришлось подрабатывать репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах.
В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и — тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин.
После гимназии Константин поступил на историко-филологический факультет в Киевский университет, затем перевелся в Московский, но начавшаяся Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери и сестре в Москву, но вскоре уехал из дома. Он работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке, на котельном заводе в Таганроге. В 1916-м стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», опубликован он был только в 1935 году.
В 1917 году Паустовский жил в Москве. После победы советской власти стал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре он уехал в Киев, куда переехала его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И. Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А.С. Новиков-Прибой, М.А. Булгаков, В. Катаев и др.
В 1930-е годы Паустовский сотрудничал с газетой «Правда», журналами «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз» (1932).
После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др.
О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей».
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей коллективных сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Активно выступал за литературную и политическую реабилитацию Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, Грина, Н. Заболоцкого и др. В 1945—1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг.
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950—1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», — Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др. Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 года.