Михаил Алексеевич Кузмин (1872—1936)
В начале 1910-х годов Александр Грин в Петербурге познакомился со многими российскими литераторами, в том числе и с уже известным на то время поэтом и прозаиком Михаилом Кузминым. Отношения между ними можно было назвать приятельскими, они вместе ходили в развлекательные заведения, словом вели «богемную жизнь».
Биография
Михаил Алексеевич Кузмин — русский литератор (поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик) и композитор Серебряного века. Первый в России мастер свободного стиха. Его дебютный и последний стихотворные циклы — «Александрийские песни» (1906) и «Форель разбивает лед» (1929) — стали вехами в истории русской поэзии. Повесть «Крылья» (1906) открывает в русской художественной прозе новую тему однополой любви. Жил и работал в Санкт-Петербурге.
Михаил Алексеевич Кузмин родился 6 (18) октября 1872 года в Ярославле в семье дворянина, морского офицера в отставке, члена Ярославского окружного суда Алексея Алексеевича Кузмина (1812—1886) и его жены Надежды Дмитриевны Федоровой (1834—1904). Михаил был младшим ребенком, помимо него в семье было шестеро детей. Когда Михаилу исполнилось полтора года, отца перевели служить в Саратовскую городскую судебную палату и все семейство переехало на новое место.
В 1884 году, после отставки отца, все семейство переехало в Санкт-Петербург. Кузмин поступил в Санкт-Петербургскую 8-ю гимназию. В 1886 году умер отец. Уже в гимназические годы М.А. Кузмин начинает много заниматься музыкой, что значительно определило его будущие вкусы в искусстве. Сначала он написал несколько романсов, затем прологи к операм о Дон Жуане и Клеопатру, и, наконец, текст и музыку оперы «Король Милло» (по Гоцци).
В 1891 году поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и Н.Ф. Соловьев. В консерватории он прошел всего три года из семилетнего курса, а потом два года брал уроки у Римского-Корсакова в частной музыкальной школе В.В. Кюнера. В эти годы М.А. Кузмин сочинял много музыки: романсы на тексты Фофанова, Мюссе, Эйхендорфа, а также оперы «Елена» (на основе «Античных стихотворений» Леконта де Лиля), «Клеопатра» и «Эсмеральда» (по сюжету «Собора Парижской Богоматери» Гюго). Он изучает немецкий и итальянский языки. В эти годы много путешествует по Италии, Египту и другим странам. Ездит и по старообрядческим селениям севера России. И те и другие впечатления впоследствии найдут отражение в его творчестве.
Начал печататься в 1905 году. Первая книга стихов Михаила Кузмина «Сети» вышла в 1908 году. Уже в ней нашли отчетливое выражение основные концепции «акмеизма», которые наиболее ощутимо проявились в его более поздних стихах 1913—1914 гг. («Глиняные голубки»). Кузмин приобрел известность как мастер стилизаций и перевоплощений. При этом к прошлому и настоящему он подходил как к условной театрализованной действительности.
После революции Кузмин наряду с поэтическим творчеством много занимался театральной критикой и художественными переводами. Его сборник статей «Условности» (1923) содержит ряд интересных наблюдений над природой театрального и оперного искусства.
Много работал Кузьмин в жанрах прозы и драматургии. Он известен также как переводчик Апулея, Боккаччо, Шекспира, как автор музыки на собственные тексты.
Умер М. Кузмин в нищете 3 марта 1936 в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище.