Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924)
В начале 1910-х годов рассказы Александра Грина начали печатать и он стал считаться в литературных кругах Петербурга новым оригинальным писателем. Тогда он познакомился со многими русскими литераторами, среди которых был и известный поэт и прозаик, один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов.
Биография
Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. Образование получил дома, затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885—1889) и Льва Поливанова (1890—1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.
Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме.
В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.
В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre («Шедевры»), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse («Это — я») о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904—1909), ставшего рупором русского символизма.
В 1900 году вышла книга Брюсова «Третья стража», после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi («Граду и миру»), в 1906 году — поэтический сборник «Венок». Брюсов — автор романов «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы. Повесть IV века» (1911—1912), повестей «Рея Сильвия» (1916), «Обручение Даши» (1915), «Моцарт» (1915). Брюсов занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, «Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония» (1911), «Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория» (1917).
В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи. Он приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию. В 1917—1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918—1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919—1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В.Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.
Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства".
В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (1922), «Mea» («Спеши!», 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал «академический авангардизм».
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.