Викентий Викентьевич Вересаев (1867—1945)
Викентий Викентьевич Вересаев — русский писатель и переводчик, литературовед. Лауреат последней Пушкинской премии (1919) и Сталинской премии первой степени (1943). Александр Грин познакомился с Вересаевым в 1926 году в Крыму. Жена Грина Нина вспоминала про одну из встреч с ним в то время: «В 1926 году, поехав в Коктебель к Волошину, мы на прогулке встретили В.В. Вересаева с двумя племянницами, девочками-подростками. Александр Степанович относился к Викентию Викентьевичу с искренним уважением и любовью. Думаю, что и Вересаев, умный, широкий и добрый человек, относился к Александру Степановичу тоже очень хорошо».
Биография
Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович) родился 4 (16) января 1867 года в Туле. Отец — Викентий Игнатьевич Смидович (1835—1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своем доме первый в Туле детский сад.
Викентий окончил Тульскую классическую гимназию в 1884 году. В 1888 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896—1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в городской больнице, а в 1903 году поселился в Москве.
Увлекся литературой и начал писать в гимназические годы. Началом литературной деятельности Вересаева можно считать конец 1885 года, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Для этой первой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев». Псевдоним «Вересаев» он избрал в 1892 году, подписав им очерки «Подземное царство» (1892), посвященные труду и жизни донецких шахтеров.
В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, П.П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь».
Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» — биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Затем в 1903—1927 годах было 11 изданий. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил — бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько сильным, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях.
В 1904 году, во время русско-японской войны, Вересаева призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля Маньчжурии. Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в в рассказах и очерках, составивших сборник «На японской войне» (полностью опубликовано в 1928 году). В 1908 году выходит повесть «К жизни». Большой интерес представляет работа о Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь». В 1910 году совершил поездку в Грецию, что привело к увлечению древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни.
В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провел в Крыму. За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева «В юные годы» (Воспоминания) и «Пушкин в жизни», а также переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны».
В 1921 году Вересаев вернулся в Москву. В 1941 году эвакуировался в Тбилиси. В 1922 году вышел роман «В тупике». В 1928—1929 годах опубликовал в 12 томах полное собрание своих сочинений и переводов. В том 10 вошли переводы с древнегреческого эллинских поэтов (исключая Гомера), в том числе «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода, неоднократно затем переиздававшиеся.
По манере письма Вересаев — реалист. Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения «вечных вопросов» с позиции любви и правды. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.
Умер Викентий Вересаев 3 июня 1945 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.