О.Б. Фельдман. «Алые паруса»
Сопроводительный текст на грампластинке «Алые паруса» (1976 г.)
Мир музыки, запечатленный на звучащих дисках, необычайно широк: они дают нам чудесную возможность общения с прекрасным. Конечно, живое исполнение имеет свои несомненные преимущества, однако, обладая записью произведения, которое затронуло ваше сердце, вы можете его прослушивать много раз и каждый раз открывать в нем новые черты. Это особенно важно, как мне кажется, при прослушивании новых сочинений, так как знакомство и искусстве с новым, ранее неизвестным, должно происходить в той сосредоточенной обстановке, когда человек остается с музыкой наедине.
Нa этих дисках вы услышите новое произведение Андрея Богословского. Молодой автор выступает здесь в трех различных качествах: и как композитор, и как поэт, и как либреттист. По жанру это опера-феерия (созданная для вокально-инструментального ансамбля), в которой вы встретитесь с самыми разнообразными средствами музыкального выражения. Арии, ансамбли, хоры, песни — все сплетается в единое целое. Поэтому, когда размышляешь о жанре сочинения, то его название представляется закономерным и органичным.
Сюжетной основой сочинения А. Богословского явилась повесть А. Грина «Алые паруса». Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви.
Для того чтобы выразить в музыке прекрасный мир образов Грина, композитору необходимо обладать большим запасом душевной теплоты, неподдельной искренности, темпераментом. Андрей Богословский предстал перед нами в этом музыкально-поэтическом произведении как музыкант одухотворенный, полный юношеского, доброго и взволнованного восприятия жизни. Его многогранная одаренность, композиторское и литературное мастерство, сделали это произведение органичным, созданным как бы на одном дыхании.
Действие оперы-феерии происходит в маленьком приморском городке. Пролог вводит слушателя в трепетный и наивный мир детской мечты. ...У ручья сидит Ассоль. Она пускает игрушечный кораблик и поет трогательную песенку. Неожиданно течение подхватывает кораблик, девочка спешит за ним и, выбежав на полянку, видит незнакомого человека. Это старый Сказочник. В своем мелодичном кантиленном ариозо он рассказывает Ассоль, что в ее жизни случится чудо настанет день, когда за ней приплывет настоящий ко рабль с алыми парусами и прекрасный принц, увезет ее в далекие края.
Так начинается опера. А дальше? А дальше жизнь — страдания, радости, душевные переживания героев.
I картина. Капитан Грэй отправляется в далекое плавание. Родители и друзья желают ему успехов и счастья. Картина построена в форме рондо, с возвращением рефрена хора провожающих.
II картина. Прошли годы, но Ассоль не забыла предсказания Сказочника. И вот однажды, когда она спала в высокой траве, на лесной поляне появился Грэй. Он подошел к спящей девушке и замер, очарованный... Проснувшаяся Ассоль в радостном удивлении — на руке ее сверкает кольцо. Девушка уверена, что это подарок ее неизвестного возлюбленного, кото рый скоро приедет за ней. Впервые в оркестре полностью звучит тема «алых парусов».
III картина начинается динамичным хором и пляской матросов, посетителей кабачка. Грэй расспрашивает Трактирщика о встреченной в лесу девушке. Трактирщик смеется над «сумасшедшей девчонкой», которая всю жизнь ждет какой-то корабль с алыми парусами, но тут в разговор вступает друг Ассоль — Угольщик. В своей лирической, задушевной песне он хвалит девушку, восхищается ее добрым характером и доверчивостью. Трактирщик пытается возразить, но Грэй уже понял, что Ассоль именно та, которую он искал всю жизнь. Звучит его монолог — страстный, напряженный, с использованием самых высоких голосовых регистров. IV картина. На городской площади Грэй покупает в лавочке алый шелк для парусов. Колоритны фигуры суетящихся приказчиков, льстивого Торговца, бродячих музыкантов.
V картина. Палуба корабля. Лихая, задорная песня и танец матросов. Грэй счастлив. Он влюблен в прекрасную, таинственную незнакомку, о которой рассказывает друзьям. Матросы натягивают паруса. Появляются музыканты. Песни, танцы. Грэй поет балладуо всепобеждающей любви.
VI картина, финал оперы. Картина эта самая сложная и динамичная по музыкальной драматургии; в ней сталкиваются и противоборствуют основные темы оперы.
...Ассоль идет по улице городка. При виде девушки принаряженные обыватели отводят глаза и усмехаются, слышны праздничные колокола. Ассоль поет о своем одиночестве, зовет далекого возлюбленного. Появляется Угольщик, он утешает девушку, защищает от толпы, которая смеется над ней. Постепенно нагнетаются темп и сила звучания музыки (частая смена необычных, но очень органичных темпов и метров). Кульминация сцены прерывается криком с набережной: «Корабль! Корабль с алыми парусами!»
К пристани медленно подходит корабль, на берег сходит Грэй, берет Ассоль за руку и уводит с собой. В полную силу звучит тема «алых парусов». Влюбленные отплывают в дальние края...
Так кончается опера. В ее финале появляется современно одетый парень с гитарой. Он поет о том, что молодые люди должны мечтать и надеяться, что счастье не надо искать в далеких краях — оно всегда рядом. Нужно лишь уметь бороться за свое счастье, верить в него.
Таков сценарный план оперы. В музыкально-сценическом произведении чрезвычайно важно органическое сочетание всех компонентов действия, яркость музыкальных характеристик. У Андрея Богословского действующие лица и поэтически и музыкально достоверны. Легко запоминаются бесхитростные интонации, характеризуюшие образ Ассоль, и темпераментные песни, баллады, арии и речитативы Грэя. Удались также и эпизоды, в которых действуют персонажи, наделенные сатирическими чертами. Столкновение разных по смыслу и приемам выражения музыкальных образов создает крепкую драматургию действия.
Опера «Алые паруса» звучит в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Музыка» под руководством Николая Воробьева. И ансамбль, и пение солистов Т. Шабельниковой, С. Станишевского, Н. Воробьева, Ю. Слободкина производит самое хорошее впечатление. Думается, что альбом этот найдет широкий круг слушателей.
В заключение хочется высказать соображение, относящееся к вопросу, связанному с исполнительской деятельностью наших вокально-инструментальных ансамблей. Огромные массы молодежи увлечены этим видом музыкального исполнительства. У иных людей создается неверное представление, заключающееся в том, что участие в вокально-инструментальном ансамбле не требует серьезной музыкальной подготовки. В погоне за доходчивостью в ансамблевое исполнительство порой приходит примитив, убогость мышления. Появление новых, разнообразных по форме произведений в этом жанре необходимо. Такие произведения расширяют представление о возможностях вокально-инструментального жанра, К числу таких произведений относится добрая и талантливая опера Андрея Богословского «Алые паруса».