Пейзаж детства
То, что в этом абзаце автор описывал именно Вятку — не уточнено нигде. Но некоторые исследователи (например Алексей Варламов, автор обстоятельной биографии Грина) утверждают: это именно так.
Ну хорошо, скажете вы, мы уже поняли, что в российской провинции в конце девятнадцатого века жизнь была не самая гламурная.
Ну и что? Какое это имеет отношение к биографии Грина?
Самое непосредственное!
Для того, чтобы правильно понимать творчество автора, непременно следует изучить места где он родился и где прошли его детские и отроческие годы. Потому что именно там формировалась его личность.
И тогда многое становится понятным.
Ведь поэзия Пушкина или Блока непонятна без Петербурга. Проза Борхеса — без Буэнос-Айреса. А Орхана Памука — без Стамбула.
В своей книге «Гений места» Петр Вайль в предисловии пишет: «Связь человека с местом его обитания — загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».
Узнайте: где вырос человек и сможете лучше понять его тексты. Не зря самобытный французский писатель Оливье Ролен (который сам, кстати, провел детство в Сенегале) написал целое исследование на эту тему «Пейзажи детства».
Кто не читал — полюбопытствуйте!
Детство и юность Грина прошла в самой глухой и угрюмой провинции. Среди побоев, скандалов и склок.
«Я не знал нормального детства», — признавался он.
Поневоле загрезишь Несбыточным...