Г. Шевцова (Елец). «Мотив тюрьмы в рассказе А.С. Грина "Рене"»
Мотив тюрьмы является одним из наиболее значимых в художественной системе А.С. Грина. Он проходит через все творчество писателя, встречаясь и в его реалистических, и, особенно, в романтических произведениях («За решетками», «Рене», «Бродяга и начальник тюрьмы», «Блистающий мир», «Дорога никуда» и др.). Это обусловлено, с одной стороны, традициями романтизма, в котором мотивы тюрьмы и бегства из нее связаны с идеей свободы личности, с другой стороны, с биографией самого Грина. Писатель трижды сидел в тюрьме (за революционную деятельность) и неоднократно пытался бежать. В «Автобиографической повести» Грин вспоминал: «Никогда мне не забыть режущий сердце звук ключа тюремных ворот, их тяжкий, за спиной, стук...» (1, с. 137), «Так глубоко вошла в меня тюрьма! Так долго я был болен тюрьмой...» (1, с. 148).
В работе мы рассмотрим особенности функционирования мотива тюрьмы в романтическом рассказе «Рене», подразумевая под «мотивом» устойчивый семантический элемент литературного текста (в данном случае образ), повторяющийся в пределах одного или ряда произведений.
В основу рассказа положен популярный в романтической литературе сюжет: побег из тюрьмы с помощью дочери тюремщика. В свое время к нему обращались Байрон («Корсар»), Стендаль («Пармская обитель»), Пушкин («Кавказский пленник»), Лермонтов («Соседка») и другие. В произведении Грина три смысловых центра, взаимодействующих друг с другом: образ Рене, образ Шамполиона и образ тюрьмы, которая имеет ключевое значение в отношениях главных героев. Как нередко бывает у А.С. Грина, предметный образ здесь расширяет свои функции, приобретая черты некоего персонажа, влияющего на судьбу действующих лиц. Однако следует оговориться, что писатель далек от идеи фатальной детерменированности мира, его герои всегда имеют право выбора.
В четырех из пяти глав рассказа события разворачиваются в тюрьме и лишь в одной из них — за ее пределами. Однако и в этой главе тюрьма незримо присутствует в действии: запрятанная в подсознание Шамполиона мысль о ней проявляется в виде ощущения опасности, тревожного предчувствия беды. В соответствии с художественным временем произведение условно делится на две части (между событиями, описанными в 1 — 3 и 4 — 5 главах проходит два года). Герой дважды оказывается в одной и той же тюрьме, но в сходных ситуациях им владеют противоположные мысли и настроения. Чтобы ярче раскрыть характеры главных действующих лиц, автор прибегает к распространенному в романтизме приему контраста. Так Грин противопоставляет первую и вторую части произведения, показывая перемены, происходящие в душе преступника. В то же время в первой части рассказа контрастными оказываются внутренние состояния Шамполиона и Рене. (Примечательно, что, сопоставляя героев и ситуации, писатель как бы «играет» их общими и противоположными чертами.)
Первое пребывание героя в тюрьме маленького городка проходит под знаком свободы. Едва оказавшись в неволе, Шамполион думает о побеге и абсолютно уверен в благополучном исходе. Тюрьма выступает в качестве его противника, причем слабого, в поединке с которым опасному преступнику заранее отведена роль победителя. Все средства создания образа Шамполиона нацелены здесь на то, чтобы передать ощущение внутренней свободы узника, его независимости от людей, их моральных и юридических законов. В описании поведения героя автор акцентирует внимание на его самоуверенности, насмешливо-пренебрежительном отношении к происходящему: Шамполион «презрительно улыбнулся», «расхохотался», тюрьма «смешила» его. Показательно отношение к преступнику окружающих людей: смотритель тюрьмы видит в узнике «хозяина положения», заискивая, просит его не бежать, охрана из трусости не заковывает Шамполиона в кандалы. Свобода является органическим состоянием героя. Это подчеркивается сравнениями с хищником и птицей. Наконец, в авторской характеристике дважды возникает одна и та же мысль: «в его позе было уже нечто свободное, разрушающее тюрьму» (2, с. 322), «Он давил тюрьму...» (2, 323).
Свобода для Шамполиона — это непрерывное движение, активная деятельность. Динамизм, энергичность являются главными чертами характера героя, которые актуализируются благодаря смысловым повторам в описании внешности и поведения преступника: «Его лицо <...> дышало жизнью огромного неуследимого, напряжения, подобно обманной неподвижности электрического вала динамо, вихренное вращение которого немыслимо поймать зрением» (2, с. 322), «Встав ночью, Рене видела, как тускло освещенное изнутри окно это маячит ритмически ударяющей по решетке тенью — Шамполион ходил там, думая о своем» (2, с. 324),«Он двигался с легкостью ножа, рассекающего воздух, стремительно поворачиваясь на концах диагонали, подобно движению вспархивающей птицы» (2, с. 326), самохарактеристике героя: «Я все-таки люблю в жизни ее холодное, головокружительное бешенство» (2, с. 336).
Статическим началом в первой части рассказа является «провинциальная тюрьма с ее старомодными ключами, живописной плесенью стен и окнами, напоминавшими бойницы» (2, с. 321), от которой веет древностью и ветхостью. Контраст этих двух начал позволяет сделать вывод: в данной части текста тюрьма выступает лишь как препятствие на пути героя, которое он с легкостью преодолевает.
Параллельно автор дает описание детства и юности Рене, со свойственным ему психологизмом объясняет причины внезапно вспыхнувшей в чистой душе девушки страсти к знаменитому преступнику. Будучи дочерью смотрителя, Рене родилась и выросла в тюрьме. Это мрачное заведение накладывает отпечаток на характер главной героини, лишая ее нормального круга общения, делая замкнутой и печальной мечтательницей: «Рене от рождения слышала звон цепей, скрип тюремных запоров; видела унылые, безнадежные взгляды конвоиров и узников. Постоянные разговоры отца и его гостей о жизни тюрьмы, суде, бегствах и наказаниях... приучили ее представлять жизнь общим жестоким пленом, разрушить который дано только героям» (2, с. 324). В результате домашнего образования и воспитания, полученного от двух арестантов, в воображении девушки сложился романтический идеал мужчины: яркая героическая личность, томящаяся в неволе и рвущаяся на свободу. (Один из учителей Рене «великолепно знал историю, его воображение, соответственно своему несчастию, любовно рылось в тюремных исторических эпизодах: Латюд, Железная маска, Бенвенуто Челлини и другие были постоянным предметом его бесед» (2, с. 324).
Таким образом, жизнь в тюрьме предопределяет любовь и будущую судьбу девушки. Рене видит в Шамполионе товарища по несчастью (ср. с лермонтовской «Соседкой»): формально свободная, она делается пленницей тюрьмы и страстно мечтает об иной, яркой и полной, жизни. Чтобы вырваться из невидимых оков, Рене должна бросить вызов тюрьме. Встреча с незаурядным, активным Шамполионом становится толчком к действию, придает героине решительности. Выпуская арестанта на волю, Рене и сама обретает свободу. Однако ее мечта о новой жизни, о «взрыве чувств и событий», попранная жестоким, циничным преступником, оборачивается трагедией.
Если в первой части рассказа центральной является идея освобождения из тюрьмы, то во второй — повествование насквозь пронизано мыслью о неволе. В 4 главе возникает образ круга — капкана для преступника: «Растягиваясь и еще сильнее сжимаясь вновь, круг не выпускал цели из своей гибкой черты» (2, с. 331). В последней главе художественное пространство рассказа уменьшается до пределов тюрьмы. Детали, создающие ее образ в первой части произведения, здесь отсутствуют: нет тюремных стен, которые можно преодолеть, нет внешних окон и дверей, через которые можно вырваться на волю. Если раньше герой чувствовал себя свободным и в тюрьме, то теперь свободы для него словно бы не существует вовсе. Прежний динамизм Шамполиона сменяется «лихорадочной усталостью азартного игрока» (2, с. 335), болезненным состоянием, оптимизм и самоуверенность — ощущением тяжести, предчувствием скорого конца. Лейтмотивом последней главы становятся слова, сохранившиеся на подоконнике камеры: «пришел мой час».
Во второй части рассказа актуализируются значения мотива тюрьмы как способа наказания за преступления и места казни. Примечательно однако, что на протяжении всего повествования Грин акцентирует внимание читателей не на преступлениях Шамполиона, а на его незаурядной, почти гениальной личности, преломляя характеристику героя через восприятие Рене. Тем самым автор дает своему персонажу возможность изменить образ жизни, любовью искупить вину. Девушка с чистой, благородной душой нуждается в нем и сама протягивает Шамполиону руку помощи. Оттолкнув Рене, не оценив ее жертвы, герой совершает предательство и теряет единственный шанс на спасение. Казнь в тюрьме — это наказание не только за грабежи и убийства, но и за преступление Шамполиона против любви, наказание за разрушенную юную жизнь.
Как видим, писатель использует мотив тюрьмы с целью наиболее полного раскрытия характеров главных героев рассказа, воплощения романтического идеала любви, постановки нравственной проблематики.
Литература
Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972.
А.С. Грин. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1965. Т. 5.