На правах рекламы:

Купить художественную бумагу для рисования www.канцелярия.онлайн.

3.2. Воздействие музыки на героев

В своем творчестве А.С. Грин наделяет музыку большой силой воздействия на души героев. По мнению А. Грина, герой, обладающий искусством гениального исполнителя, имеет огромную власть над людьми. В рассказе «Искатель приключений» Аммон Кут говорит о скрипаче Седире: «Его скрипка могущественна и я думаю, что такой скрипач, как Седир, мог бы управлять с помощью своего смычка целым королевством»1.

Такими же качествами А.С. Грин наделяет другого скрипача — Дюплэ из рассказа «Сила непостижимого». Дюплэ слышит «музыку сфер», обладающую «сверхъестественной силой созвучий». Такая музыка, в исполнении гениального музыканта, пробуждает в человеке неведомые чувства: «Я, бывший офицер, плакал навзрыд, как маленький, среди шума и суеты дня, от неведомых чувств»2.

Перерождающее воздействие оказывает в творчестве А.С. Грина музыка, связанная с божественными силами. Это музыка света. Такая музыка должна нести свет, добро и красоту. Только такая музыка в произведениях А. Грина — «изящество, волнующее до слез; свет, проникающий в кровь»3.

Говоря о назначении искусства в творчестве А.С. Грина, Л. Михайлова пишет, что это «чудо торжествующей правды, чудо ощущения и прозрения души, чудо открытия мира и себя в мире»4.

Музыка является «поводырем» в идеальный мир, она воодушевляет героя на борьбу с несовершенной действительностью, придает силы.

В романе «Блистающий мир» Руна говорит Друду о воздействии музыки на человеческую душу: «Мне хочется жить как бы в несмолкающих звуках торжественной, всю меня перерождающей музыки»5. Музыка — это «внутреннее волнующее блаженство».

В рассказе «Рай» музыка давала героине силы жить: «Я любила петь, пение зажигало меня»6.

Музыка в произведениях А. Грина — «сверкающая душа», поэтому она не может причинить зла. В рассказе «Черный алмаз» скрипач Ягодин решил при помощи музыки отомстить своему прошлому сопернику, любовнику его жены — Трумову, который к этому времени стал каторжником. Ягодин размышлял так: «Трумов услышит от него прекрасную, волнующую музыку, которая ярко напомнит каторжнику счастливую жизнь человека любимого и свободного: такая музыка угнетет и отравит душу»7. Но Ягодин ошибся, прекрасная музыка не может служить низменным целям, она — «мир прекрасного» и имеет светлую власть над душой человека. Концерт Ягодина помог Трумову мобилизировать силы для побега на свободу.

Слушая музыку, герой преображается, в нем просыпаются лучшие качества. Музыка заполняет пустые места души, наполняя жаждой жизни: «Ветер мелодии охватил сердца пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства»8.

Музыка — идеальный мир, мир созвучия и полной гармонии. Именно к такому миру стремится герой А.С. Грина, убегая от жестокой действительности мира.

В рассказе «Племя Сиург» музыка и жизнь сравниваются с храмом. Но жизнь — это «суровый храм, где обижают детей»9. А музыка — это «истина». «В храме, улыбаясь, топая ножками, расставив руки и подпевая сама себе, танцует маленькая девочка. Она кружится, мелькает в углах, исчезает и появляется, и нет у нее соображения, что сторож, заметив танцовщицу, возьмет ее за ухо»10.

В воспоминаниях В. Калицкой, первой жены А. Грина, встречается такой эпизод: «Иногда я играла Александру Степановичу на рояле.

Из пьес, которые я знала, ему больше всего нравился Второй вальс Годара.

Однажды прослушав его, Александр Степанович сказал:

— Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди него танцует девочка»11.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в рассказе «Племя Сиург» А.С. Грин развил и дополнил свои мысли о воздействии музыки.

С перерождающей функцией музыки тесно связан эстетический аспект. А.С. Грин верил в возможность счастья человека. Музыка, в творчестве А.С. Грина, мир счастья. В. Ковский пишет: «Искусство по природе своей пронизано идеей прекрасного, оно несет людям свет любви и доброты, которой не хватает в действительной жизни. Оно предназначено «выпрямлять» душу»12.

Музыка смягчила душу Евстигнея. Услышав музыку, он решил, что не будет мстить недругу. Музыка затронула струны души простого рабочего. Он понял, что в этом мире есть нечто божественное, выше его существования. Но с этим пониманием начинаются душевные мучения. Герой стремится к идеальному.

Герой рассказа «Карантин», услышав детскую песенку, вспомнил детство. Его дальнейшие размышления привели к отказу от террористического акта.

Музыка не способна уничтожить душу человека, она восстает в творчестве А. Грина против несправедливости и зла. В рассказе «Таинственная пластинка» при помощи музыки раскрывается убийство. Музыка показывает «цвет души»13 убийцы. Убитый певец Гонасед явился перед своим убийцей в образе Мефистофеля, когда убийца, Бевенер — записывал на пластинку арию. При прослушивании пластинки оказалось, что исполняет арию не Бевенер, а убитый Гонасед: «Голос убитого мрачно гнул его [Бевенера] пораженную волю»14. Музыка помогает восстановить правосудие. Бевенер признается в убийстве, совершенном очень искусно.

Подводя итоги данного параграфа, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, музыка в творчестве А.С. Грина имеет огромное влияние на души людей, действует на них облагораживающе. Но перерождающее воздействие имеет только музыка «света».

Во-вторых, музыка — дорога в идеальный мир. Или сама является миром, полным блаженства и гармонии.

В-третьих, музыка заставляет человека задуматься над своим существованием, искать смысл жизни.

В-четвертых, музыка, в творчестве А. Грина является истинной, восстающей против зла.

В-пятых, музыка у А. Грина возвышает человека, отрывает его, хотя бы на время, от пошлости действительного мира.

Примечания

1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 235.

2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 422.

3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 297.

4. А. Михайлова Л.А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980. С. 148.

5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 78.

6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 174.

7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 423.

8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 80.

9. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 33.

10. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 33.

11. Воспоминания об А. Грине / сост. В. Сандлер. Л., 1972. С. 200.

12. Ковский В. Романтический мир А. Грина. М., 1969. С. 69.

13. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 430.

14. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 430.

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2024 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.