3.5. Солирующий инструмент и оркестр
В произведениях А.С. Грина мир музыки существует параллельно действительности и в то же время постоянно с ней соприкасается. Если в «стране» А. Грина «человек — музыкальный инструмент»1, то в мире музыки А. Грина инструменты — действующие лица.
В творчестве А.С. Грина звучат различные инструменты (рояль, кларнет, скрипка, виолончель, гитара, цимбалы...). Каждый инструмент имеет свои особенности. Некоторые инструменты могут изображать музыку и света и в то же время — музыку тьмы. Циммер говорит Грэю: «Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи»2. Ночью эти инструменты исполняют музыку тьмы: «...невидимая скрипка играет дьявольскую мелодию»3. Так же и в мире людей: есть герои со «светлой» душой, а есть с «темной».
Как и в мире людей, в мире музыки может звучать мелодия одного инструмента или мелодия, исполняемая оркестром. Мелодия солирующего инструмента может исполняться в унисон с оркестром или вступать с ним в противоречие.
Изображая единую людскую общность, звучит оркестр. Чаще всего такой оркестр состоит из инструментов, задающих определенный ритм — ритм жизни. Это различные виды ударных инструментов, духовые инструменты: «Звучный и веский удар невидимого барабана повторился несколько раз. Пронзительная, сиплая трель дудок сопровождала эти наивно торжественные «бун-бун» унылой мелодией. <...>Стремительно зазвенели цимбалы, и все перешло в движение»4.
В романе «Блистающий мир» оркестр, играющий в цирке, озвучивает душевное состояние зрителей. Ему противопоставлена песня Друда о Блистающем мире.
Герой рассказа «Крысолов» слышит ночью голоса. К основному, руководящему голосу «резко прильнула скрипка, виолончель, флейта и контрабас <...>. Оркестр играл «под сурдинку»5.
Оркестр в произведениях А.С. Грина может звучать и в душе одного героя. Тогда он показывает богатство внутреннего мира.
В творчестве А.С. Грина звучание одного инструмента выражает душевное состояние человека. Здесь важен для А. Грина тембр музыкального инструмента. «Внезапно звук пронесся между деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант <...> сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного, повторения. Звук задрожал, как голос, скрывающий горе, усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался»6. Именно кларнет обладает чистым и ясным тембром с оттенком грусти.
Звучание гитар и мандолин созвучно разговору испанцев в рассказе «Фанданго». Герой этого же рассказа — Александр Каур — испытывал внутренне напряжение, когда подтвердилось резкое звучание имени Бам — Гран. Это ощущение А. Грин сравнивает со звучанием трубы «в ночи над ухом, чутким к молчанию»7.
Особенно А.С. Грин относится к роялю. Рояль царствует над другими инструментами. Рояль в произведениях А. Грина исполняет божественную музыку. Но рояль, как и положено царствующим особам, далек от реальной жизни. Его звучание наполняет роскошные залы. Музыка рояля прекрасна, но она отстранена от действительности.
В отличии от рояля, скрипка в произведениях А.С. Грина служит посредником между «музыкой сфер» и душами людей. Она наиболее полно может выразить чувства героя и доступна всем слоям общества.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, мир музыки А.С. Грина создан по примеру мира людей. Жители этого мира — музыкальные инструменты со своей душой — мелодией, с тембром — характером и социальной принадлежностью.
Во-вторых, А.С. Грин противопоставляет солирующий инструмент и оркестр. Тембровое звучание инструмента соответствует душевному состоянию героя. Звучание оркестра может изображать людскую общность или выражать богатство внутреннего мира героя.
В-третьих, звучание инструмента зависит от того, исполняет ли он музыку дня или музыку ночи, а также душу какого человека озвучивает.
Примечания
1. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 47.
2. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 53.
3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 428.
4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 27.
5. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 390.
6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 63.
7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 468.