2.3. Музыкальные образы
В произведениях А.С. Грина встречаются разнообразные музыкальные образы. Все образы можно разделить на три категории: во-первых, образы, связанные с вокальным началом; во-вторых, образы, связанные со стихией пластических движений — танцем, и, в-третьих, образы, связанные со сферой инструментального звучания.
Круг музыкальных образов в произведениях А.С. Грина очень широк: от простого упоминания из мира музыки до построения литературного произведения на основе музыкальной символики.
Большое место в своем литературном творчестве А.С. Грин отводит песне. Именно пение наиболее тесно связано с передачей эмоционального состояния человека.
Песня в некоторой степени аналогична человеческой речи. Б. Асафьев указывает, что «речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока»1. Этого мнения придерживаются многие исследователи. В частности, М. Арнаудов говорит: «Поэзия и музыка, слово и мелодия сближаются своими корнями, имея своим материалом все тот же человеческий голос. <...>. Оба вида искусства, поскольку рассчитывают на воздействие через звуки, имеют и некоторые родственные черты»2.
Такие подтверждения мы можем найти в творчестве А. Грина. Например, сравнение речи Вальтера Аборциуса из рассказа «Заколоченный дом» с музыкальным звучанием. Вальтер «имел обыкновение брать высокие ноты, не обращая внимания на оркестр, и нахально спускать их, когда слушающий сам забирался на высоту»3. Другой пример, из рассказа «Пролив бурь»: «В криках слышался звенящий металлический тембр, показывающий крайнее возбуждение»4.
В произведениях А.С. Грина звучит весь мир. Поют не только герои произведений, но и природа, и предметы, окружающие людей.
Свою «песенку жизни» у А. Грина имеет каждый персонаж, но содержание ее у каждого разное. Содержание «песни» зависит от души персонажа, его жизненного настроя. Л. Мазель отмечает, что «музыка — это глубоко выразительная, взволнованная речь, язык души»5.
Часто на страницах произведений А.С. Грина звучит музыка порта: «Я совершал свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга и вагонов на эстакаде и звона якорных цепей»6. Это признание делает герой рассказа «По закону». Другой персонаж А.С. Грина — мещанин Степан Соткин из рассказа «Тихие будни» часто вспоминал «нестройную музыку Одесского порта»7. В рассказе «Трюм и палуба» перед нами изображена гавань, которая «сверкала и пела»8. В этом же рассказе звучит «музыка отдаленных бездн»9.
Природа А. Грина не мертвая материя, а одушевленная. Мы слышим «дыхание» океана, «вечную музыку берега и моря»10, «однозвучную мелодию водопадов»11. Лес А.С. Грина имеет свою песню, которая часто является «музыкой тишины»12.
Предметы материального мира тоже имеют свою музыку: «песня красивого белья»13, «музыка золота»14... Особую песню в этой жизни исполняют созданные человеком автомобиль и аэроплан — механические изобретения, которые не любил А.С. Грин: «У него [автомобиля] есть музыка — некоторые новые композиции, так старательно передающие диссонанс уличного грохота или случайных звуков, возникающих при всяком движении». Музыка автомобиля и аэроплана не приятна на слух: «Громкое однотонное пение потекло в вышине, и члены Клуба, посмотрев на небо, увидели аэроплан, пересекающий зрительное поле тяжким пятном».
Свою музыку имеют не только внешние предметы. А.С. Грин «озвучил» самого человека. В произведениях писателя любому человеческому состоянию соответствует определенная музыка, выражающая горе, радость, одиночество, ужас, страх, гнев, голод.
Испытывая голод Альдо Путано из рассказа «Новый цирк» говорит: «Немыслимо работать под кишечную музыку»15. Аян из рассказа «Пролив бурь», испытывая гнев, был погружен «в головокружительную музыку угроз и бешенства»16.
Следующая категория музыкальных образов связана со стихией танца. Танец наиболее тесно соприкасается с музыкой. Их взаимосвязь определяет М. Арнаудов: «Танец и песня являются чем-то неразделенным во имя ритмического принципа, и лишь потом идут рядом только словесное и музыкальное, освобожденные от всего хореографического»17. Музыку и танец, объединяет одна специфическая черта — музыкальный ритм.
Л. Мазель пишет: «Танец ближайший родственник музыки. Их объединяет то, что они тесно связаны с эмоционально — выразительными проявлениями человеческого организма, воспринимаемые в одном случае зрением, в другом — слухом»18. В музыкальной энциклопедии сформулирована функция танца — «выражение эмоционального напряжения через сложенные движения. Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций»19. При помощи музыкальной символики испанского народного танца «Фанданго» в одноименном рассказе А.С. Грин раскрывает смысл своего произведения. И. Дунаевская отмечает: «Фанданго» становится мерой соизмерения высшей красоты и гармонии, звучащей в герое»20. На музыкально — ритмическом языке выражено духовное состояние героя. В самом начале — это восторг. А затем: «Фанданго» — ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества»21.
При выступлении Друда в цирке звучит «Мексиканский вальс»: «Кружась, ветер мелодии охватил сердце пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства»22. Воодушевляясь этой музыкой Друд взлетел.
Инструментальная музыка занимает в творчества А.С. Грина не такое большое значение, как вокальная и танцевальная. В первую очередь, для А.С. Грина важны тембровые звучания инструментов. Это способствует раскрытию души героя, созданию определенной эмоциональной атмосферы.
Музыкант Циммер говорит: «Соло на тарелках и медных трубочках — другое дело <...>. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи»23. Скрипка — для А. Грина — божественный инструмент. Ассоль писатель тоже сравнивает со скрипкой. В рассказе «Новый цирк» директор захотел создать что-то новое, несбыточное. Оркестр создавал атмосферу «новизны»: «на эстраде играл оркестр. Инструменты оркестра заинтересовали меня: тут были сундуки, подносы, самоварные трубы, живая ворона, которую дергали за ногу (чтобы кричала), роль барабана исполнял толстяк, бивший себя бутылкой по животу. Капельмейстер махал палкой, похожей на ту, которой протыкают сига. Гром музыки нестерпимо терзал уши»24. Такая музыка для А. Грина не имеет право на существование. Он заканчивает рассказ картиной уничтожения цирка пожаром.
Диапазон музыкальных образов А.С. Грина очень широк.
Наиболее часто встречается в произведениях Грина образ мечты. Музыка — часть прекрасного, чаще всего недосягаемого мира. Фигура одинокого прохожего на фоне яркоосвещенного дома, из которого доносятся звуки прекрасной музыки, встречается в творчестве Ф. Достоевского25. Этот же образ встречается и у А.С. Грина («Кирпич и музыка», «Возвращенный ад»...).
«Одно окно второго этажа было полуосвещено <...> Придушенные стеклом, слышались ленивые звуки скрипки. Смычок выводил неизвестную, но плавную и красивую мелодию26.
Песня Друда — музыка мечты о прекрасной стране «Цветущих лучей». «Друд вверху громко запел. Среди ничтожества его голос прозвучал с силой порыва ветра; это была короткая неизвестная песня». В душе Ассоль звучит прекрасная музыка.
«Фанданго» — мечта о неизвестной, волшебной стране.
Очень много в произведениях А.С. Грина имен, связанных с образами музыки: упоминание певцов, инструментов, музыкальных терминов.
— Изумительно, — сказал Грэй — всем вам отведено место в трюме, который на этот раз, значит будет нагружен разными «скерцо», «адажио» и «фортиссимо»27.
В большом количестве в произведениях А.С. Грина встречаются сравнения из мира музыки.
В романе «Джесси и Моргиана» А. Грин сравнивает слова любви с «великой музыкой»28. Мысли героев напоминают «перебор струн»29. Капитан в рассказе «Рай» говорит о жизни: «нас ждали, может быть, радостные песни, а мы сыграли похоронный марш»30. Описывая драку за золото в рассказе «Колония Ланфиер» Грин пишет: «Горну показалось, что где-то в стороне от его дома густая толпа мечется в огромной кадрили без музыки и огней»31.
Музыкальные образы предопределяют темы, звучащие в произведениях А. Грина. Наиболее значимые темы в творчестве А.С. Грина — тема одиночества, любви и смерти.
Часто встречающаяся тема в творчества А.С. Грина — тема одиночества, тоски, отчаяния. «Она [тоска] росла и крепла, и тяжелые, кровяные волны стучали в сердце, тесня дыхание»32. Эта тоска отражается и в музыкальных образах: «где-то вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс»33. Печальные произведения часто исполняют уличные, бродячие музыканты: «Бродячий музыкант, настроив виолончель, заставил ее тихим смычком говорить грустно и хорошо»34.
Песни простых людей отмечены печалью, отчаянием: «Песня — жалоба одиноко и торжественно плыла в речной тишине <...> Река застыла, слушая красивую, грустную и страшную песню о жизни без света и силы»35. Одиночество пронизывает песни изгнанников. В доме Джесси собирались гости, среди них был итальянский изгнанник Джиолати: «В этот вечер Джиолати, вспоминая родину, пел трогательные романсы»36.
Большое место занимает тема любви, страсти. Любовь в произведениях А.С. Грина способна творить чудеса. Наслаждаясь игрой на рояле возлюбленной Роэны Давенат «слышал не вальс, а небесный хор»37. Корабль Грэя — «Секрет» — подходит к берегу под «звуки прекрасной музыки»: «Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнем алого шелка; музыка ритмических переливов, переданных не совсем удачно известными всем словами: «Налейте, налейте бокалы — и выпьем, друзья, за любовь...»38.
Герой новеллы «Она» пытается найти свою возлюбленную: «Море яркого света дрожало и плыло в звуках бесшабашных мелодий огненными, острыми точками»39. Музыка околдовала часового из романа «Блистающий мир»: «Уже не замечал он, что стоит жарко и тяжело дыша, всем сердцем перешагнув за дверь, откуда долетал смех, рассыпанный среди мелодий невидимых инструментов, наигрывающих что-то волшебное <...> Вновь ясно отозвались струны, — выразили любовь, тоску, песню, вошли в душу и связали ее»40. Содержание испанского танца «Фанданго» — любовная пантомима. Музыкальная тема этого танца звучит в нескольких произведениях А.С. Грина. Музыка этого танца переносит героя в воображаемый прекрасный мир.
Часто звучит на страницах А. Грина произведение, полное страсти и огня, — это «Хабанера» французского композитора Ж. Бизе.
Еще одна тема, встречающаяся в А. Грина, — тема смерти, зла. Тема в рассказах «Крысолов», «Таинственная пластинка», «Наследство Пик-Мика» и других. Эта тема появляется, когда у «человека начинает отцветать сердце», тогда «он мечется по земле, полный смутных видений, музыки горя и ужаса»41.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, образы музыки обычно отражают представления об идеальном и в таком случае помогают писателю создавать образ прекрасного мира, в котором царят любовь и гармония.
Во-вторых, образы музыки нередко связаны с музыкальными произведениями «далеких стран» — Испании прежде всего, в этом случае они укрепляют план мира «иного» — экзотического, противопоставленного серой реальности, но отнюдь не идеального. Другими словами, они «строят» образ «Гринландии».
В-третьих, музыкальные образы тесно связаны с образами природы, в этом случае происходит одушевление природных явлений. Окружающий мир приобретает красивое, стройное звучание.
В-четвертых, образы музыки помогают точнее передать состояние героя, сопоставляют его с миром красоты и гармонии.
В-пятых, музыкальные образы связаны с символикой музыкального произведения, в этом случае они помогают раскрыть смысл литературного произведения А. Грина.
В-шестых, благодаря значительности музыкальных образов более полно раскрываются темы, звучащие в творчестве А. Грина.
Примечания
1. Асафьев Б. Речевая интонация. М.—Л., 1965. С. 7.
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970 с. 442.
3. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 427.
4. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 350.
5. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991. С. 7.
6. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 383.
7. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 403.
8. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 147.
9. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 147.
10. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 159.
11. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 259.
12. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 257.
13. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 249.
14. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 269.
15. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 203.
16. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 349.
17. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. С. 443.
18. Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991. С. 17.
19. Музыкальная энциклопедия. М., 1981. Т. 5. с. 423.
20. Дунаевская И.К. Этико-эстетическая концепция... Рига, 1988. С. 41.
21. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 433.
22. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 80.
23. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 53.
24. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 204.
25. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка. Л., 1971. С. 35.
26. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 343.
27. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 58.
28. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 213.
29. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4. С. 315.
30. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 170.
31. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 338.
32. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 45.
33. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 82.
34. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 53.
35. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 40.
36. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5. С. 210.
37. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6. С. 22.
38. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 66.
39. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 394.
40. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3. С. 117.
41. Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2. С. 195.