А.О. Лопуха. «О неоромантизме А.С. Грина»
Творчество А.С. Грина представлено в современном литературоведении как романтизм в его чистом виде, в котором проявились художественные принципы романтического направления в литературе первой трети XIX века. В работах гриноведов исследованы принципы романтического метода, своеобразно преломившиеся в творчестве писателя и определившие некоторые черты его поэтики1. И все же определение гриновского наследия как романтического не объясняет всех сторон его творчества. В работах о Грине неоднократно отмечается воздействие разных тенденций в литературном процессе начала века на складывавшийся творческий метод писателя. «Метод Грина, — утверждает автор первой в советском гриноведении монографии о творчестве писателя, — сложился задолго до революции и в полной мере испытал воздействие неоромантических тенденций литературного процесса в России начала XX века, так или иначе присутствовавших в символизме и экспрессионизме, акмеизме и импрессионизме»2.
Сложность в изучении метода писателя заключается и в наличии в наследии Грина реалистических и романтических произведений. Четкую границу между этими пластами творчества провести трудно. Художественный мир писателя строился на соединении сказочной фантастики, корнями уходящей в русский фольклор, со стремительным развитием сюжета, свойственного западноевропейским образцам приключенческой и детективной литературы. В то же время лучшие произведения писателя отличаются тонким психологическим анализом и нравственным пафосом, характерным для классической русской литературы XIX века.
Проблема метода А. Грина является одной из частных проблем, стоящих перед современным литературоведением в изучении литературного процесса начала XX века. Сегодня уже не удовлетворяет определение ряда направлений в литературе этого периода как декадентских, так как сам термин «декаданс» не означает метод или направление и переводится как «упадочничество», «упадок», явно не отражая всей сложности подводимых под него литературных группировок и течений3.
Необходимость изучения неоромантических явлений в литературе рубежа веков и начала XX века осознана достаточно давно. Русский романтизм начала XX века должен изучаться не только как возрождение традиций романтизма первой трети XIX века, о нем нужно говорить как об идейно-художественном явлении, генетически связанном с романтизмом как литературным направлением, но «в то же время эстетически самостоятельном, обладающем качественным своеобразием и новизной»4.
Представляется возможным в литературе начала века выделить такое направление, как неоромантизм5, одним из проявлений которого является творчество А.С. Грина.
Становление и развитие творческого метода писателя связано с его эстетическим идеалом, который воплощен в произведениях в системе образов, прежде всего в образе положительного героя. В неоромантических произведениях писатель противопоставляет идеал действительности, что выражается в двоемирии — характерной черте романтического искусства. С одной стороны, противопоставление идеала действительности определяло преображение жизни в соответствии с идеалом. С другой стороны, реальная действительность оказывала воздействие на характер идеала писателя.
Писатель вступал в литературу в начале XX века. Первые его рассказы написаны в 1906 году. Стало общим местом утверждение о сложности этого исторического периода, резких колебаниях общественных настроений, периодов революционного подъема и реакции, определивших сложность литературы, отражавшей дисгармонию действительности. Несомненно, эта сложная действительность нашла отражение в формировании идеала писателя.
Уже в ранних рассказах А. Грина можно проследить тему поисков в человеке скрытых возможностей, преображающих и возвышающих его, тему, которая станет одной из ведущих в романтических произведениях писателя6. В рассказах первого сборника «Шапка-невидимка» (1908) автор пытается воплотить идеальные характеры, но представления об идеальном герое еще нечетки у писателя, а среда, с которой его герои сталкивались, не соответствовала представлениям писателя о должном.
Стремление воплотить идеальный характер, представление о котором дополнялось собственным «хождением в люди», сказывалось в критическом отношении к практике эсеровской организации и одновременном сочувствии к своим «героям». В рассказе «Третий этаж» (1908) трое боевиков отстреливаются от солдат, которые окружили дом, отрезав путь к отступлению. В решающий момент «героев» охватывает животный страх перед смертью, а крики их «Да здравствует свобода!» читатель воспринимает иронически, потому что «глубокая, нестерпимая жалость к себе сотрясает тело» (1; 278)7. Другой рассказ повествует о революционере, который томится в застенке. Жизнь из тюремного окошка кажется ему удивительно красивой, но для его знакомой жизнь на воле еще страшнее, чем тюрьма. Она живет в мире «полном грязного, тупого самодовольства» (1; 99). Не годятся в герои персонажи и других реалистических рассказов. То же безволие, бесцельное существование характеризует и персонажей, далеких от политической программы эсеров. Вот реплики героев рассказа «Рай» (1909). «Скучно, холодно, нечем жить», — говорит капитан (I; 166); «...противно жить, господа!» — вторит ему журналист (Г; 173). Настроение скуки, пошлости царит в атмосфере рассказа.
Не найдя идеала в жизни, Грин обращается к критике мещанства во всех его проявлениях. Мещанин не понимает и не чувствует красоту природы, он видит в ней лишь источник для своих корыстных побуждений — рассказ «Лебедь» (1908). Грин смеется над мечтой современного Манилова о собственном замке — «Пассажир Пыжиков» 1908).
Тот идеал красоты, который складывался у писателя, не мог быть воплощен в условиях, подобных реальной действительности. Да и о какой духовной красоте человека может идти речь, если простые человеческие чувства и побуждения не могли проявиться в силу мещанских условностей жизни. Гриновские персонажи тоскуют по настоящему человеческому участию, искренности. Герою рассказа 1908 года «Рука» достаточно одного слова благодарности, чтобы «на целый день у большого, бессонного человека явилась рожденная случайностью маленькая вера — вера в силу искренности» (3; 368). Эта попытка героя рассказа преодолеть мещанские предрассудки характеризует направление поисков идеала, внимание писателя к духовно-нравственным проблемам. Эстетический идеал писателя только складывался, представления о нем не получили воплощения в произведениях. Читатель чувствует наличие идеала в оценке писателем «неидеальных» художественных образов8.
В художественном мышлении писателя, вероятно, изначально было развито качество, которое исследователи называют «преобладанием долженствования в художественном мышлении»9. Это качество мышления Грина определило характер и направление поисков идеала, переход к новому герою в новых обстоятельствах. Аксиологический подход проявился у А. Грина прежде всего в абсолютизации нравственно-эстетической сущности человека. Романтический характер мировоззрения определял представления Грина-художника о дальнейшем прогрессе человечества прежде всего как о нравственном совершенствовании человека. Именно в этом совершенствовании видел свою главную задачу писатель. В его творчестве реализация этой задачи проявилась в стремлении к идеалу, который не мог быть воплощен в материале самой жизни, так как гармонии эстетического и нравственного в реальной действительности он найти не мог. А. Грин переходит к созданию своего особого мира, где его эстетический идеал мог быть воплощен.
Провозвестником героя, который пытался переустроить жизнь в соответствии с романтическими представлениями писателя, явился образ Тарта из «Острова Рено» (1909). Писатель делает попытку увести своего героя-индивидуалиста от низменной жизни города в экзотическую природу и сам признает, что такой прием классического романтизма в новых исторических условиях бесплоден. Герой рассказа гибнет от рук людей — общество мстит за попытку уйти от него. Жить без людей невозможно, считает писатель. Подтверждением этой мысли является и рассказ 1910 года «Колония Ланфиер». Главный герой Горн пытается уйти от общества, поселившись, как и Тарт, вдали от людей. Но и он переживает крушение своих иллюзий.
Для Грина-романтика характерно, что его героев отличает особая нравственная цельность. Прежде всего они искренне ошибаются и все же идут до конца в своих поисках. Постепенно представления об идеале получают художественное воплощение. Но в вымышленной стране Грина, как и в действительности, нет благополучия. В ней множество противоречий, как и в реальной жизни. Писатель пытается оторваться от этих противоречий, но реальная жизнь ощущается в его романтическом мире, проявляясь в самой трактовке его образов, конфликтов. Связь с исторической действительностью у Грина в этот период заключается в его отталкивании от настроений упадочного характера, в отрицании мистики и порнографии. Распаду личности он противопоставляет своего гордого одиночку, который находится в постоянной борьбе с противостоящей ему действительностью, он — натура деятельная, ищущая, придерживающаяся определенных нравственных правил, своеобразного кодекса чести.
Дальнейшее развитие эстетического идеала писателя отражает прежде всего духовный рост героя. Об этом свидетельствует сборник рассказов 1913 года «Позорный столб», внутренне объединенный темой, которая, по словам писателя, постоянно привлекает человеческое воображение: «Смерть, жизнь и любовь». Сила любви помогает гриновским героям в их сложном противостоянии действительности.
Гриновская страна мечты в романтических новеллах строится на резком отталкивании от современной ему действительности. Это принципиально иной мир. Первоначально он экзотичен, подчеркнуто непохож на окружающий мир. Он представляет собой общество, основанное на социальном неравенстве, но основным мерилом красоты человека являются нравственные принципы. Серой будничной жизни города Грин противопоставляет благоухающий всеми красками и запахами мир девственной экзотической природы, обывателю, погрязшему в мелочах жизни, — волевую натуру искателя приключений, жизнь которого — постоянный поиск неизведанного. В дальнейшем творчестве писатель сосредоточил внимание на внутренней, духовной жизни героев, что определило и углубило гриновский психологизм.
Идея бескорыстного служения людям получила яркое воплощение в образе главного героя рассказа «Корабли в Лиссе» (1918), для которого служение людям — это норма жизни. Наиболее полно романтическое мироощущение писателя проявилось в феерии «Алые паруса», символизирующей победу духовного начала в человеке, стремление к прекрасной мечте, побеждающей косность и рутину житейской морали. Альтруистская помощь ближнему, перерастающая в сознание больших возможностей человека, выражена в программе действий Гента—героя повести «Вокруг центральных озер» (1926), который терпит лишения ради основания «общества открытий и исследований во всех частях земного шара» в интересах развития культуры человечества.
В романе «Золотая цепь» (1925) писатель, решая вопрос о ценностях мнимых и настоящих, утверждал необходимость духовнонравственного развития человека для дальнейшего развития общества. Поэтической исповедью А. Грина стал роман «Бегущая по волнам» (1928), в котором он убеждает, что неизведанное таится в самой жизни, что мечта и стремление к духовной красоте всегда должны руководить человеком в его жизни, и каждый человек должен тонко чувствовать природу и понимать человеческую душу. Герой романа «Дорога никуда» (1929) проносит через всю жизнь верность своим нравственным правилам, духовное благородство, склонность к добру. Герой-мечтатель сталкивается с жестокой действительностью обездуховленного мира и гибнет в столкновении с ним, но смертью героя А. Грин утверждает необходимость борьбы. В последнем романе «Джесси и Моргиана» писатель как бы варьирует тему романа «Золотая цепь». Богатство материальное не приносит счастья злой по натуре Моргиане, по-настоящему счастлива Джесси, потому, что она имеет доброе сердце.
Представления писателя о прекрасном человеке и мире воплощены в его произведениях. В реалистических рассказах писатель говорил, каким не должен быть человек. Каким должен быть человек — эта мечта писателя о нравственно совершенной личности воплощена в его романтическом творчестве. Грин постоянно соотносит реальный мир с вечными идеями добра, красоты, человечности. Писатель стремился выразить нравственное в человеке как прекрасное, но современная ему жизнь не соответствовала понятиям писателя о прекрасном в человеке. В то же время стремление к идеальным характерам, исключительным ситуациям, в которых мог полностью проявить идеальные качества его герой, не давала возможности А. Грину создать достаточно широкую, объективную картину действительности. Поэтому писатель создал свой мир, который позволил естественно жить и свободно действовать идеальному герою.
Романтический художественный метод писателя, сформировавшийся в предреволюционное десятилетие, вобрал в себя многие признаки романтизма XIX века, но на формирование творческих принципов А. Грина существенное влияние оказала новая историческая действительность, что выразилось прежде всего в концепции героя, обретшего духовное богатство и жизнестойкость в борьбе с нравами буржуазного общества. Традиционные романтические темы, образы, конфликты наполнились в его произведениях новым историческим содержанием, что дает право сделать вывод о неоромантизме творчества А. Грина.
Примечания
1. Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина. М., 1963; Харчев В.В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький, 1975; Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. 2-е изд. М., 1980; Кобзев Н.А. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль. Кишинев, 1983.
2. Ковский В.Е. Реалисты и романтики: Из творческого опыта русской советской классики. М., 1990. С. 248.
3. В новом издании учебника истории русской литературы конца XIX — начала XX века по-прежнему можно прочесть: «Символизм 90-х годов, младосимволизм, акмеизм, кубофутуризм, эгофутуризм были течениями одного декадентского направления». Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века: Учебник для филол. спец. вузов. 3-е изд., испр. и доп. М., 1988. С. 134.
4. Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX — начала XX века (Итоги и перспективы изучения) // Русский романтизм. Л., 1978. С. 261.
5. Систему принципов неоромантизма как литературного направления попытался определить в своей работе Д.К. Царик. См.: Царик Д.К. Типология неоромантизма. Кишинев, 1984. О неоромантизме в русской литературе в его работе: Константин Паустовский. Очерк творчества. Кишинев, 1979. О финском неоромантизме см.: Карху Э.Г. История литературы Финляндии. XX век. Л.: Наука, 1990.
6. А.С. Грин начинал как реалист. Реалистический период был сравнительно недолгим в творчестве писателя. Уже к 1909 году относятся рассказы, которые сам писатель считал романтическими. Но реалистические произведения появлялись в течение всей его творческой жизни.
7. Произведения А.С. Грина цитируются по изданию: Грин А.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Правда, 1980. Первая цифра обозначает том, вторая — страницу.
8. В научной литературе такой способ выражения эстетического идеала получил название «опосредованного». См.: Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985. С. 70.
9. Гриненко В.С. К вопросу о специфике романтического отражения действительности в искусстве/ Этика и эстетика: Республ. межведомств. науч. сб. Киев, 1977. Вып. 20. С. 97—101.