Н. Яловая. «Писатель крупного самобытного таланта»
К 100-летию выхода первого Собрания сочинений А.С. Грина
В Феодосийском музее Александра Грина хранится раритетное издание — первое в жизни писателя собрание сочинений. Трехтомник вышел в свет в 1913 году в издательстве Н. Михайлова «Прометей», и в этом году ему исполняется сто лет.
Первый том под названием «Штурман «Четырех ветров»» появился в самом начале года. 15-го марта Грин сообщал в письме литературоведу и библиофилу С.А. Венгерову: «В 1913 году книгоиздательство «Прометей» выпускает «Собрание сочинений» в 6-ти томах; второй и третий том печатаются, первый вышел под названием: Александр Грин, собрание сочинений, т. 1, «Штурман «Четырех ветров»». Второй том называется «Пролив бурь», третий — «Зимняя сказка»».
Интересно, что «Штурман «Четырех ветров»» по содержанию полностью повторил сборник Грина «Рассказы» (1910 г.), и даже его посвящение жене Вере Павловне (во втором браке — Калицкая) осталось без изменений: «Другу моему посвящаю. 11 января 1910 г.». Вероятно, это было связано с тем, что у Грина не было времени на подготовку тома. Он недавно вернулся из архангельской ссылки, где находился два года и куда был сослан по обвинению в «принадлежности к социал-революционной партии» и проживанию по чужому паспорту. Прибыв в мае 1912 года в Петербург, Грин с головой погрузился в литературную работу. За полгода он опубликовал четырнадцать рассказов и стихотворение «Первый снег». В московском издательстве «Эпоха» отдельной книгой вышел его новый рассказ «Приключения Гинча». Но главное — он приступил к работе над собранием сочинений.
Книга «Пролив бурь» увидела свет весной. Три рассказа из пяти, вошедших в нее, были написаны Грином совсем недавно: «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Жизнь Гнора» (1912), «Дьявол Оранжевых Вод» (1913). На титульном листе тома стояло посвящение: «Другу моему Вере. 1912 г.».
В конце года был выпущен третий том. Его название было заменено на «Позорный столб», вероятно, потому, что рассказ «Зимняя сказка» не был включен в содержание. В большинстве своем книга состояла из новых произведений.
Выход в Свет собрания сочинений Грина, безусловно, не остался без внимания критики. Практически на каждый том появились отзывы. В рецензии на книгу «Пролив бурь» известный прозаик и журналист Николай Брешко-Брешковский писал: «Имя Александра Грина хорошо известно читателям «Нивы». Это — писатель крупного самобытного таланта, вошедший несколько лет назад в литературу со своей собственной, ярко-оригинальной физиономией. Если бы Грин писал по-английски или по-французски, у него было бы уже большое имя, как у Конан-Дойля, Брет-Гарта, Киплинга или Эдгара По, с которыми у него есть что-то общее.
Грин — романтик, как ни странно звучит в наши дни это слово. Его герои — порою фантастичны, порою действуют в необыкновенной экзотической обстановке, но в них «веришь», ими увлекаешься, так богато одухотворены они пышным и глубоким творчеством автора. Его герои любят дикую, стихийную природу особенной, пантеистической любовью. И, будучи иногда преступными, умеют нежным и красивым чувством любить человека, женщину... <...> Каждая вещица Грина полна не только внутреннего, но и чисто внешнего интереса, — так мастерски владеет он фабулой, что бы он ни описывал: таинственный ли Восток, жизнь шумного, грохочущего города, или наше тусклое, серое отечественное захолустье».
Получив причитающуюся ему часть тиража, Грин, по обыкновению, продал партию книг букинистам, однако некоторые из них подарил знакомым. Теперь эти книги (как и любая книга с гриновским автографом) представляют особую ценность: благодаря дарственным надписям писателя мы получаем представление о его знакомствах, о людях, с которыми сводила его судьба и, следовательно, больше узнаем о нем самом. Вообще, по словам В. Калицкой, Грин «свои «авторские» дарил очень немногим». Поэтому сегодня хочется сказать несколько слов о лицах, получивших в дар от автора книги из его первого собрания сочинений, тем боле что в основном их имена неизвестны широкому кругу или хорошо забыты.
По воспоминаниям Калицкой, когда вышла книга «Штурман «Четырех ветров»», Грин послал ее Екатерине Бибергаль — соратнице по революционной работе в Севастополе в 1903 году, в которую он был страстно и безответно влюблен. Профессиональная революционерка Екатерина Александровна Бибергаль (1880—1959) в это время отбывала каторгу.
Другим обладателем первого тома, правда, уже в 1917 году, стал Николай Короглуев, предположительно издательский работник. «Моему другу Николаю Сергеевичу Корогуеву от его внимательно признательного автора Александра Грина. 16-е июня. 1917 г.» — написал автор на титульном листе, чудом задержавшейся у него, книги.
Этот том, как и второй — «Пролив бурь» с дарственной надписью: «Дорогому Алексею Николаевичу Будищеву, в знак глубокого уважения к его личности и таланту. А.С. Грин. 23 мая 1913 г.», — хранятся в музее писателя. Когда и как познакомились Александр Грин и Алексей Будищев — неизвестно. Однако, судя по дневниковым записям Федора Федоровича Фидлера — литературоведа, переводчика русских поэтов на немецкий язык, собирателя автографов и фотографий литераторов, — и Грин и Будищев присутствовали на 20- летнем юбилее писательской деятельности А.И. Свирского, который отмечался 14 октября 1912 года. Спустя три недели, 4 ноября, они были среди гостей на дне рождения самого Фидлера. Затем пересекались на разных писательских встречах. По воспоминаниям писателя и журналиста Николая Вержбицкого, в 1914 году на вечере у Александра Ивановича Куприна в Гатчине Будищев подарил Грину свою книгу с автографом. К сожалению, эту книгу Грин продал букинистам.
Имя Алексея Николаевича Будищева (1867—1916) в наши дни практически забыто. А между тем в свое время он был одним из наиболее издаваемых писателей. За годы своей жизни он выпустил не один сборник рассказов. Среди них наиболее известные — «Степные волки» и «Черный буйвол». Его перу принадлежат романы «Пробужденная совесть», «Бунт совести», «Степь грезит»... Им написано несколько пьес, одна из которых, «Живые — мертвые», с успехом шла в Малом театре. Будищеву принадлежат стихи «Только вечер затеплится синий...». Переложенные на музыку Всеволодом Ивановичем Буюкли (в современных изданиях ошибочно называют автором стихов и музыки А. Обухова), они получили широкую известность как романс «Калитка».
Экземпляр тома «Пролив бурь», хранящийся теперь в Одесском государственном литературном музее, Грин вручил с автографом предпринимателю Николаю Коварскому: «Глубокоуважаемому Николаю Осиповичу Коварскому в знак искреннего расположения на добрую память. 1913 г. 20-е авг.». Об этом человеке известно следующее. Николай Коварский родился в городе Свенцяны (Литва) в 1876 году. Получив высшее фармацевтическое образование, он занялся предпринимательской деятельностью. Жил в Вильнюсе и Петербурге. Был женат дважды. Первой женой была петербургская певица Ольга Власенко, родившая Коварскому двух детей — Николая (1905 г.р.) и Льва (1907—1979). Место и дата смерти Николая Коварского неизвестны.
И еще об одном знакомстве Грина рассказывает его автограф на книге «Пролив бурь»: «Дорогому, милому, единственному из пр<исяжных> поверенных, который талантлив, как писатель. А.С. Грин В.В. Бернштаму. 24 сент. 1916 г.». Эта книга находится в Российской национальной библиотеке в Петербурге. Кстати, на прижизненных изданиях Владимира Вильямовича (как и в биографических справках) его фамилия пишется: Беренштам.
Имя адвоката, публициста, прозаика Владимира Вильямовича Беренштама (1870/1871—1931) было широко известно в литературных кругах Петербурга. Он служил присяжным поверенным и присяжным стряпчим, как адвокат участвовал во многих политических процессах. После революции 1917 года Беренштам работал юрисконсультом. Как публицист и очеркист много печатался, в частности, в таких популярных журналах как «Русское богатство», «Мир божий», «Вестник Европы». Он автор книг: «За право!», «Записки адвоката», «Из пережитого», «В тисках ссылки», «В огне защиты» и многих других. Среди произведений Беренштама есть пьесы «Жена не жена», «Иван Каляев», им написаны воспоминания «В.Г. Короленко, как общественный деятель и в домашнем кругу». Умер В.В. Беренштам 31 октября 1931 года. Похоронен на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры.
Дарил ли Грин третий том, мы не знаем. К сожалению, книга «Позорный столб» оказалась последней: на этом выпуск шеститомника был прекращен. Причиной тому, скорее всего, стала начавшаяся Первая мировая война. Тогда, как пишет учебник «История книги»: «Многие страны — поставщики оборудования и материалов — отказались продолжать экономические отношения с российскими издателями. Значительно сократился парк машин. Резко упала производительность труда, а объем выпуска книг снизился до 50 процентов (например, на иностранных языках).
Спрос на художественную литературу резко падал, несмотря на то, что это был Серебряный век русской литературы. Книги все более становились товаром для избранных. В ходу оставались детективы, псевдоисторическая, развлекательная проза. На первое место выступает литература о войне, патриотические и исторические сочинения.
В два раза сократилась сеть книжных магазинов: с 2000 до 1000».
Закрывались издательства. Не минула эта участь и издательство «Прометей». Основанное в 1907 году в Петербурге книгоиздателем Николаем Николаевичем Михайловым (1884—1940), оно выпускало произведения русских и зарубежных писателей, книги по философии, работы по истории литературы, по социально-политической проблематике, истории, а также справочные издания. Издательство имело демократическое направление, и его издания часто подвергались цензурным репрессиям. В 1916 году издательство «Прометей» закрылось.
Остальные тома, из планируемых шести, к сожалению, так и остались неизданными. И тем не менее, выход в свет Собрания сочинений А.С. Грина в 3-х томах — это был успех. Войдя в литературу в 1906 году, Грин к 1913 году имел уже две книги — «Шапку-невидимку» и «Рассказы». «За эти семь лет, — пишет В. Калицкая, — он приобрел себе имя талантливого писателя». Издание Собрания сочинений Александра Грина стало еще одним признанием его писательского дара и утверждением его имени в русской литературе.