Ю. Беликов. «Поводырь Грина»
27 февраля исполнилось два года со дня кончины ещё одного знакового для Парка истории реки человека. В этот день 2015 года не стало выдающегося скульптора Виктора Бокарева, автора проекта памятника Александру Грину, установленного на левом берегу Архиповки. По какому-то провиденциальному стечению обстоятельств Виктор Петрович ушёл в один месяц и год вместе с Леонардом Дмитриевичем.
Мне довелось знать Бокарева достаточно близко. Сейчас я оглядываюсь на свой застеклённый книжный шкаф, украшенный подлинниками или репродукциями людей «штучных» — живописцев, графиков, фотохудожников. Взгляд останавливается на самой «верхней» фотографии. На ней — как бы с примесью «говорящего» воздушного пространства (что, собственно, любил применять Бокарев) — отлит в металле лик Христа. Глаза и переносица — в виде аскетичного креста. Над головой — не то нимб, не то подкова. А на нимбе-подкове — знаки Зодиака. Этот необычо выполненный лик Спасителя привлёк меня, очевидно, тем, что в нём сквозит какая-то особая космичность.
Беру снимок в руки. На обороте — дарственная бокаревским почерком. Дальше — дата дарения: 12.07.88. И — адрес, где скульптор обрёл когда-то пристанище. Это — в городе Жуковском.
Именно сюда перебрался в одночасье из Челябинска уроженец Чусового. Челябинск стал для него буквальным кошмаром. Здесь, после того как в Москве по указке генсека Никиты Хрущёва была разогнана «бульдозерная» выставка, под каток которой попал Эрнст Неизвестный, тогдашний учитель Виктора Бокарева, на его ученика начались гонения, перерастающие в погром. Науськанные местными функционерами от искусства, солдаты разгромили бокаревскую мастерскую. Сами же работы выбросили на свалку.
Разумеется, это случилось ещё в советские времена, чьи адепты всюду выискивали своих идеологических противников. Впрочем, впоследствии, став пенсионером, Хрущёв покаялся перед многими творцами, на которых он тогда (чёрт, дескать попутал!) занёс свой партийно-государственный кулак. Только вот перед Бокаревым лично никто не извинился. А в новейшую уже, псевдодемократическую, как я узнал недавно, у него отобрали мастерскую и даже запихали скуптора в психушку. Вот как описывает его тамошье пребывание мой коллега по «Комсомольской правде» Георгий Цельмс: «Друзья навещали его там — на пять пациентов выдавались одни ветхие пижамные брюки. Носили их по очереди...»
У любой власти есть одна неизменная, родовая черта — за редким исключением, власть всегда художественно тупа. Поэтому любой подлинный, бескомпромиссный художник для неё — враг. Бокарев в долгу не оставался. Он создавал своих стоящих на коленях «атлантов» — либо с закрытой пятернёй лицом, либо — со связанными за спиной руками.
Одна из самых известных работ Виктора Петровича — «Последний концерт». Отлитый из бронзы великий русский композитор Сергей Рахманинов, изгнанник и патриот России, опершись на рояль, отвешивает поклон — то ли публике, то ли своей исторической Родине. Эта четырёхметровая композиция установлена в парке Ноксвилл штата Теннесси США.
А в Парке истории реки Чусовой — уже ставший знаменитым гранитный бокаревский Грин. Грин, к которому любят приезжать молодожёны и поэты, писатели, художники и просто романтики. Первые трудные штрихи в работе с камнем наносил именно Виктор Бокарев (в дальнейшем — пермский скульптор Радик Мустафин), так что мы можем сейчас с гордостью произнести: «Грин вышел из камня, благодаря этому выдающемуся человеку, каким был и остаётся Виктор Петрович, родившийся на чусовской земле.