А.В. Васильева. «Традиции волшебно-сказочного сюжета в повести-феерии А. Грина "Алые паруса"»
В романтической литературе в целом прослеживаются сказочные элементы, а также выделяется сам жанр сказки. Поэтому в произведении этого периода «Алые паруса» сказочные мотивы определенно присутствуют. Во-первых, герои сравниваются со сказочными персонажами. Если провести параллели со сказками о принцессах, главная героиня, Ассоль, является своеобразной принцессой. На страницах произведения ее называют принцессой один раз: нищий, который просил у Лонгрена табак, саркастично заявил: «Принцесса, ясное дело». Артура Грэя автор называет «рыцарем причудливых впечатлений». Он также фигурирует как «Принц». Путешественник Эгль предстает перед глазами маленькой Ассоль как Волшебник — персонаж, который также присутствует в большинстве сказок. Во-вторых, сюжет произведения строится по мотивам сказки. Здесь особо выделяется цитата Эгля: «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго». Действительно, история знакомства Ассоль и Грэя походит на сказку, которая нарисовалась в мечтах путешественника и стала явью. Место действия — приморская деревня Каперна. Она является частью вымышленной страны, которую придумал Александр Грин и использовал в своих произведениях. К.Л. Зелинский называет эту страну Гринландия [2]. Исследователи относят цикл об этой стране к жанру «фэнтези», тесно связанному со сказкой [4].
Приступая ко второй части исследования, поднимем вопрос: если внешне наблюдаются указанные черты сказки, можно ли найти их во внутреннем строении произведения?
Основой для дальнейшего анализа служит работа В.Я. Проппа «Морфология "волшебной" сказки». Если разобрать произведение по функциям действующих лиц, получается следующее. В.Я. Пропп пишет: «все функции укладываются в один последовательный рассказ. [...] Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Хотя эта ситуация не является функцией, она все же представляет собою важный морфологический элемент».
Начало повести-феерии «Алые паруса» соответствует определению Проппа. Здесь вводятся главные герои, упоминаются их имена и положения: Лонгрен — матрос «Ориона», Мери — его жена, и их дочь Ассоль. Далее идет отдельный рассказ — слова соседки.
После приведения начальной ситуации следуют функции:
I. Один из членов семьи отлучается из дома (отлучка).
«Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей»: смерть матери Ассоль. Смерть Мери вынуждает Лонгрена покинуть службу, чтобы растить дочь.
II. К герою обращаются с запретом (запрет).
«Сказка дальше дает внезапное (но все же известным образом подготовленное) наступление беды. В связи с этим начальная ситуация дает описание особого, иногда подчеркнутого благополучия. Это благополучие, конечно, служит контрастным фоном для последующей беды. Призрак этой беды уже невидимо реет над счастливой семьей. Отсюда запреты — не выходить на улицу и пр. Самая отлучка старших эту беду подготовляет, она создает удобный момент для нее. Дети после ухода или смерти родителей предоставлены сами себе».
Запрет здесь не выделяется особым образом, но повествование идет по определению. Дается описание мнимого благополучия, которое нарушается.
III. Запрет нарушается (нарушение).
«В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль — нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб».
Лавочник Меннерс уже до этого явился виновником смерти матери Ассоль. А теперь месть Лонгрена поставила против его семьи всю деревню: «Произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь». Роль антагониста в некоторой степени выполняют Хин Меннерс и жители деревни (народ).
Дальнейшие функции антагониста не предусмотрены.
VIII-а. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (недостача).
В сказке недостача мешает героям и продвигает сюжет, но здесь недостача не играет такой роли, она просто принимается к сведению.
1) Недостача любви (принца)
Ассоль ждет принца, потому что верит в предсказание Волшебника.
2) Не хватает денег, средств к существованию и т. д.
IX. Недостача сообщается (посредничество).
Здесь Хин Меннерс выступает уже в роли посредника и сообщает Грэю об Ассоль, что значительно продвигает сюжет: «И Хин рассказал Грэю о том, как лет семь назад девочка говорила на берегу моря с собирателем песен. Разумеется, эта история с тех пор, как нищий утвердил ее бытие в том же трактире, приняла очертания грубой и плоской сплетни, но сущность оставалась нетронутой. — С тех пор так ее и зовут, — сказал Меннерс, — зовут ее "Ассоль Корабельная"».
X. Искатель соглашается или решается на противодействие (начинающееся противодействие).
Артур Грэй берет к сведению рассказ Хина и соглашается выполнить условия.
XI. Герой покидает дом (отправка).
Здесь понятие отправки сужается. Ассоль не отправляется в путешествие и не имеет цели, но отправка-прогулка продвигает сюжет к следующей функции.
XVII. Героя метят (клеймение).
1) Герой получает кольцо.
Грэй надевает кольцо на мизинец Ассоль. Отметка несет знак не для Грэя, который подарил кольцо, а для Ассоль, для которой оно является предзнаменованием.
XX. Герой возвращается (возвращение).
XXVII. Героя узнают (узнавание).
Грэй узнает Ассоль не по кольцу, но он узнает в ней ту самую девушку, встреча с которой предопределена судьбой. По сути, узнавание происходит в тот момент, когда он встретил ее.
XVIII. Антагонист побеждается (победа).
Когда народ становится свидетелем встречи Ассоль с Грэем, который приплыл на алых парусах, чудо, предзнаменованное Эглем, свершается и люди, которые насмехались над девушкой, признают свою неправоту и отступают перед ними.
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется (ликвидация беды или недостачи).
Ассоль, так ждавшая своего принца, наконец встречает Грэя.
XXIX. Герою дается новый облик (трансфигурация).
В глазах людей Ассоль больше не сумасшедшая мечтательница, а девушка, будто сошедшая со страниц книги, главная героиня прекрасной истории.
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется (свадьба).
Воцарения не происходит. Для Ассоль и Лонгрена брак убирает недостачу.
Мы видим, что некоторые функции даны в ином виде. В 4-й главе «Ассимиляции. Случаи двойного морфологического значения одной функции» В.Я. Пропп объясняет: «Функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение, и определяться независимо от того, как, каким способом они выполняются», что может быть названо «ассимиляцией способов исполнения функций». Итого, в повести «Алые паруса» мы выделили 14 функций действующих лиц из 31. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом А. Грин придерживается структуры традиционной «волшебной» сказки.
Литература
1. Грин А.С. Алые паруса: повесть, рассказы [Текст] / Александр Грин. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 416 с.
2. Зелинский К. Жизнь и творчество А.С. Грина [Текст] / Грин А.С. // Фантастические новеллы. — М., 1934.
3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. — Л.:Академия, 1928 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html
4. Строева К. Тупики и выходы [Текст] // Новое литературное обозрение. 2005.