В.П. Булычева. «Творчество Александра Грина в контексте приключенческой прозы»
«Приволжский научный вестник». — 2014. — № 6 (34).
Приключенческая литература — понятие, закрепившееся в общеевропейской литературе, содержащее тематику «terra incognita» — земля неизведанная, динамику сюжета и остроту действия. Предпосылки развития приключенческой литературы — освоение новых земель, колонизация, сочетание в сознании мифологических элементов с новой реальностью. Приключенческая литература включает в себя топосы — места и мотивы, характерные для других жанров, например, греческого эпоса, рыцарского и готического романов [1, с. 806]. Типичным для приключенческой литературы является наличие особого времени и пространства, путешествий, противостояния благородного героя и злодея, любовной линии между героем и героиней, противопоставление азиатской и европейской культур. В приключенческой литературе события обычно служат фоном для раскрытия качеств героя, его характера, силы воли. Преодоление — главное качество героя приключенческой прозы. Таким образом, приключенческая литература представляет собой своеобразный синтез жанров.
В полной мере приключенческий элемент сохраняет силу и актуальность в такой сфере литературы, как маринистика. Маринистика изображает море, восхищение её стихией, борьбу с ней. Мотив и образ моря широко распространены в литературе и живописи. Достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Старик и море» Хемингуэя, многие другие произведения. К известным художникам-маринистам относится И. Айвазовский. Маринистом русской приключенческой литературы можно справедливо назвать Александра Грина, воспевавшего море в словах и образах. Наиболее известные произведения, подтверждающие это — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».
«Алые паруса» — повесть-феерия, создававшаяся с 1916 по 1922 годы. Имя главной её героини Ассоль, а словосочетание «алые паруса» давно стали устойчивым символом чуда и счастливой сказки. Долгое время повесть «Алые паруса» воспринималась и трактовалась именно как сказка. Уже в первой части повести говорится о том, что Лонгрен, разговаривая с дочерью, соединяет в своей речи суеверия с реальностью, а реальность — со своей фантазией. Можно сказать, что это — основная особенность творчества самого А. Грина.
С помощью таланта, знаний и воображения писатель создает совершенно особенный романтический мир. Вместе с тем, в этом мире существуют абсолютно реальные проблемы. Население Каперны отворачивается от Лонгрена не столько из-за случая с Меннерсом, а потому лишь, что моряк молчит, то есть реагирует не так, как все. Поэтому автоматически «другой», выброшенной из жизни становится и Ассоль. У нее ничего нет, только отцовские истории. Старый Эгль, которого встречает девочка, отмечает, что в Каперне нет сказок и песен, а те, которые есть, — грубы и примитивны. Одну из возвышенных сказок Эгль предсказывает Ассоль, потому что видит, что ее душа умеет воспринимать прекрасное. Узнавшие об «алых парусах» горожане смеются над Ассоль, но она верит в чудо. Вера — вот ее единственное сокровище.
Грей, появляющийся во второй части повести, тоже «другой», он чужой в своем окружении, потому что он — живой человек. И у него есть сокровища — мечты и стремление к неизведанному. Кроме того, он сострадателен и добр — отдает бесприданнице Бетси все деньги из копилки, он плещет себе на кожу горячим супом, чтобы почувствовать боль обжегшейся служанки. Грей с Ассоль — это две родственные души, которых объединяет влечение к прекрасному, но если Ассоль в него просто верит, то А. Грей создает прекрасное своими руками. Так объединенные им мечта и деятельность воплощаются в чудо, и эфемерное становится настоящим. В то же время финал повести говорит нам всё же о призрачности счастья, каким бы манящим оно ни было.
«Алые паруса» как приключенческое произведение — явление такое же необычное, как всё творческое наследие А. Грина. «Алые паруса» — повесть-феерия, поэтому в ней нет той динамики, быстрой смены событий, которая присуща приключенческому жанру. Произведение отличается тонким психологизмом и остротой конфликта между обыденным и возвышенным. Построение «Алых парусов» напоминает смену декораций на сцене, что соответствует жанру повести-феерия: произведение, которое включает в себя мифологические, сказочные элементы, показанные, тем не менее, сквозь призму реальности. Также в повести есть особое место — Каперна, есть путешествие, благородный герой — Грей и злодей — Меннерс. Произведение богато символикой — образы корабля, моря, алых парусов. Таким образом, повесть «Алые паруса» А. Грина может быть отнесена к лучшим образцам художественной приключенческой прозы.
«Бегущая по волнам» — еще одно его произведение, посвященное морю и волшебству. Главный герой этого романа, Гарвей, вначале видит удивительную незнакомку, которой, как ему кажется, подвластно всё вокруг: и люди, и вещи. Имя девушки необычно, как и она сама — Биче Сениэль. В ней есть что-то неземное, воздушное, как и в Ассоль. Позднее, во время игры в карты, Гарвей слышит голос, сказавший: «Бегущая по волнам». И здесь центральным образом повествования становится корабль, носящий такое название, какое услышал герой.
В отличие от «Алых парусов», события в этом произведении развиваются стремительно: Томас Гарвей путешествует на корабле и видит в каюте портрет дочери бывшего владельца судна — Нэда Сениэля. Как благородный герой, он вступает в конфликт с нынешним хозяином корабля — капитаном Гёзом. Взбешенный Гёз отправляет Гарвея в открытое море. Спасенная Гарвеем женщина оказывается с ним в одной лодке. Ее имя — Фрэзи Грант, она — та, кто «бежит» по волнам.
Несмотря на насыщенность событиями, что характерно для приключенческого жанра, «Бегущая по волнам» подается как поток сознания: не случайно автор упоминает сны, иллюзии, состояния между сном и явью. Психологизм «Бегущей по волнам» сближает ее с «Алыми парусами». Вместе с тем, в «Алых парусах» один женский персонаж, Ассоль, а в «Бегущей по волнам» — три героини, три ипостаси женского начала — Биче Сениэль, мифическая Фрези Грант и Дэзи. В «Алых парусах» судно «Секрет» приносит исключительное счастье, а во втором произведении, несмотря на его романтический декор, корабль перевозит опий, а происходящее на нем не напоминает о чуде. Чудом здесь можно считать только встречу Томаса и Фрези (она является попавшим в беду и спасает их). Поговорив с ней, Гарвей понимает, что ее голос — тот самый, который он слышал.
Когда Фрези убегает по волнам, Гарвей попадает в городок Гель-Гью и видит там памятник, установленный Фрези. В свете следующих событий Биче Сениэль продает корабль с аукциона. Когда Гарвей рассказывает ей о Фрези Грант, Биче не вполне верит ему, и пара расстается. Так происходит потому, что Биче являет собой некое приземленное начало. Чем-то ее образ напоминает город Каперну, в котором нет веры сказкам и песням. Гарвей же — это возвышенный герой, поэтому он продолжает свое путешествие и поиск.
Если говорить о героях этих двух произведений, между Томасом Гарвееем и Греем есть сходство, как и между Ассоль и Фрези Грант. Ассоль и Фрези — в своем роде исключительные, идеальные героини, что характерно для приключенческого жанра. Также Гарвей и Грей — романтические герои: своим мышлением и поступками они противостоят обществу. Таким образом, им необходима собственная реальность. Примечательно, что в «Алых парусах» основной мотив — море, а в «Бегущей по волнам» — это мотив карнавала и маски. И если в «Алых парусах» главное — ожидание чуда, то в «Бегущей по волнам» это — узнавание чуда.
А. Грин остается верным себе: хотя «Алые паруса» — это повесть-феерия, тем не менее, реальность в ней более четкая и яркая, чем в «Бегущей по волнам». Театральность же, присущая феерии, органично соединяется с событиями, которые предстают перед нами в «Бегущей по волнам». Если в «Алых парусах» символ недостижимого счастья — это паруса, то в «Бегущей по волнам» — сама бегущая по волнам. Здесь с первого раза невозможно понять, кто или что перед тобой, так как зыбкость происходящего — главная особенность этого произведения.
Приключенческая русская проза приобрела статус беллетристической — такой, что представляет собой адаптированные знания. К подобной прозе можно отнести «Дерсу Узала» В. Арсеньева, «Плутоний» и «Земля Санникова», написанные Владимиром Афанасьевичем Обручевым. Такое положение дел в приключенческой литературе отчасти обусловлено тем, что в советскую эпоху многие произведения публиковались без особого масштаба, чаще всего входя в самостоятельные книжные серии: «Библиотека приключений и научной фантастики», «Военные приключения», «На суше и на море», «Подвиг», «Стрела» и тому подобное. В девяностых годах в жанре приключенческой прозы в классическом её понимании работали такие авторы, как Г. Прашкевич, А. Ветер, Н. Соротокина, Л. Шкатула.
Такие произведения, как «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Кортик», «Бронзовая птица», «Два капитана» и «Лезвие бритвы», занимают достойное место в истории русской литературы. Однако творчество Александра Грина среди них — особенное. Особенное оно потому, что традиционной динамике сюжета автор предпочитает тонкий психологизм, событиям — детали и символы, а общепринятому счастливому финалу — его призрачность.
Алые паруса А. Грина — это паруса в тумане, возможно, в тумане неприемлемой для писателя огрубевшей действительности. В то же время, А. Грин не бездействует, он стремится что-то менять, подсказывая нам, что путь к счастью в том, чтобы верить и творить мечту своими руками. Можно заметить, что многие приключенческие произведения, в частности старинные, достаточно нравоучительны и наивны. Грин же, выбирая форму сказки для выражения своих мыслей, предоставляет читателю самостоятельно делать выбор, ничего нам не навязывая.
Колыбельная сопровождает человека первые дни его жизни, а сказка — на протяжении всей жизни. Сказки охраняют детский сон и становятся первым средством познания мира. Вместе с тем, сказка остается интересной, нужной и во взрослом возрасте. Что же такое сказка и в чем секрет ее очарования? В литературоведении сказка — это вид устных повествований, содержащий фантастический вымысел, который формировался во взаимосвязи с мифологией как фольклорная проза. «Алые паруса» относятся к авантюрно-приключенческой прозе и, в то же время, их сказочность — несомненна. У многих читателей это произведение вызывает ассоциацию с историей о Золушке, либо с другой похожей сказкой. В повести этой есть предсказание Эгля, что также типично для жанра сказки. Много внимания в сказках уделяется деталям и символам, это же свойственно и «Алым парусам».
Сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных, где характеры зверей и птиц отражают социальные отношения и конфликты. Волшебные сказки воплощают стремление людей к лучшему, рассказывая о магических предметах и явлениях, а бытовые сказки раскрывают социальные человеческие отношения. «Алые паруса» интересны нам тем, что являются одновременно бытовым и социальным, достаточно реалистичным и, в то же время, романтичным и волшебным произведением. Писатель А. Грин — замечательный мифотворец и, одновременно, миротворец, потому что его литературные творения рождают мир в сердце. Стоит отметить, что признаки, которые характеризуют ту или иную сказку, являются гибкими и взаимопроникающими. Так, «Маленький принц» Экзюпери — тоже сказка, которая побуждает нас задумываться снова и снова, независимо от возраста.
Мифы, предания, легенды, сказки с древнейших времен стали средоточием опыта, накопленного людьми, передаваемого из уст в уста, отражением представлений о возникновении Вселенной, нравственных ценностях и жизни в целом. Миф (от греческого mythos — «слово, речь») — есть вид устного творчества [2]. В мифах воссоздается извечное желание человечества понять значение происходящих событий и объяснить их. Обязательный персонаж мифа — божество или ряд божеств, влияющих на судьбы героев. В то же время, через универсальную образную форму, миф выявляет особенности отношений между людьми и определенные законы бытия. В сказке же такого прямо выраженного влияния нет, зато герои испытывают воздействие потусторонних сил.
«Бегущая по волнам» Грина гораздо более нереальна, чем его «Алые паруса», потому что происходящее в них хотя и можно проанализировать с рациональной точки зрения, но мифическую Фрези Грант, бегущую по волнам, никак не объяснишь. Это произведение написано в жанре фэнтези, столь популярном в наше время, и может быть отнесено также к жанру «приключенческая фантастика». В теории литературы фантастика определяется как то, чего в действительности не существует, но что опирается во многом на впечатления реальности. Вообще о творчестве А. Грина в целом сложно говорить однозначно. Нам нельзя сказать, что в современной ему действительности Грин был счастлив, но и неправильно было бы утверждать, что он от неё куда-то бежал.
В чем-то Александр Грин был похож на знаменитого сказочника Г.Х. Андерсена: оба они хорошо понимали человеческую природу и оба были убеждены, что без чуда нет жизни. Примечательно, что и Андерсен, и Грин часто делали героями своих произведений людей небогатых и угнетаемых обществом. И, в то же самое время, они наделяли их внутренним светом и силой. И если Ассоль в «Алых парусах» — это лишь зарождающийся лучик чуда, то Фрези Грант — это уже неизменное его сияние. Ведь что такое «Бегущая по волнам»? Это — и корабль с несчастливой историей, и слова, которые дано услышать лишь Томасу Гарвею, избранному неведомой силой, это и спасительница Фрези. Здесь, вероятно, писатель спрятал еще одно неожиданное открытие для читателя: Христос-Спаситель тоже ведь ходил по воде и, таким образом, в незатейливой, на первый взгляд, истории, напоминающей сон, нам могут открыться новые, еще неизведанные стороны.
А. Грин верил, что у каждого человека живет в душе стремление к чуду — чуду осязаемому, реальному. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. Сказки есть волшебные истории с преображением героев, природы и самой действительности, которая образно охватывает период от сотворения мира до современных автору явлений. Сказки актуальны и в наше время, потому что наша действительность постоянно меняется, а изначальные человеческие ценности: любовь, красота, дружба — остаются прежними.
В заключение хочется сказать, что значение сказаний и сказок для человечества неоспоримо. Являясь колыбелью мировой литературы, они содержат в себе национальную специфику, характеры, быт, а значит выступают отражением национальной культуры в целом. Основное их значение заключено в заложенном авторами стремлении совершенствования мира и человека.
С давних пор люди мечтали управлять силами природы и хотели понять, что происходит в окружающем мире. Они мечтали о плодотворном труде, о счастье и справедливости. Мечты людей разных стран и народов, по сути, были сходными, только выражались они в индивидуальных формах. Из ожиданий и надежд человечества, из веры его в чудеса и возник волшебный сказочный мир. В сказке отражено стремление людей к творчеству, к реализации своих фантазий. Случается и так, что фантазия становится частью действительности. Например, летающая машина — самолет — названа так по сказке, где, как известно, был ковёр-самолет. А знаменитое яблочко на тарелочке — чем не современный Интернет? Сказки не стареют, являясь уникальной и полезной частью нашей действительности.
Приключенческие по сюжету произведения А. Грина красочны и волшебны, они посвящены мечте и ее достижению в жизни. В этом контексте А. Грин верен лучшим канонам литературного творчества. Его книги поучительны и ненавязчивы, трогательны и выразительны, они наполнены фантазией и тем, что ежедневно встречается в жизни. Рассказы А. Грина «Позорный столб» и «Сто верст по реке» заканчиваются традиционной сказочной формулой: «Они жили долго и умерли в один день». Главное же в том, что жили духовной и яркой жизнью. В мастерском объединении фантазии с реальностью, обыденного — с волшебством и заключается неповторимое очарование прозы А. Грина. Он — великий мечтатель своего века и нестареющий волшебник века нашего, поэтому его творчество останется востребованным и актуальным до тех пор, пока существует человек и его вечное стремление мечтать и воплощать свои грезы.
Литература
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1600 с.
2. Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru (дата обращения 30.03.2014)