Поединок
Весной 1923 года Грин, прогуливаясь с женой по Невскому проспекту, увидел афишу: «художественный фильм «Поединок»». Это был не тот «Поединок», который написал Куприн.
Этот фильм был поставлен по рассказу Грина «Жизнь Гнора».
— Вот чудеса-то, Нинушка! Без меня меня женили. Интересно. Пойдем посмотрим. И какой ведь хороший, именно для кино рассказ выбран!
Грин ликовал. Он очень любил кино.
Но только ни его любовь к кино, ни то, что на экране любили и ставили жизнь на кон его собственные герои, вернее — почти его, — не смягчили удар.
— Из твоего рассказа сделали антихудожественную вульгарную смесь южных, видимо, кавказских пейзажей, сентиментальных, вымышленных переживаний и современности, — возмущалась Нина Николаевна после сеанса.
— Мне кажется, будто бы все выходящие из кино, глядя на меня, думают: «Вот этот человек написал длинную повесть, которую противно смотреть», — Грин удрученно потупил взор.
«Поединок» невольно вышел пародией на «Жизнь Гнора», пародией, неумело раскрашенной в революционные цвета.
Лучше всех сказал об этой постановке литератор Евгений Яблоков:
— Нам не довелось видеть фильма «Поединок», однако даже простое сопоставление этого резюме с действительным сюжетом гриновского рассказа заставляет думать, что слово «халтура» не будет слишком резким — по крайней мере, по отношению к работе сценариста.