Моряк и Мастер
Каждый, кто хотя бы бегло знаком с русской литературой 20—30-х годов не может не заметить схожесть текстов Грина и рассказов (а потом и романа) Михаила Булгакова.
Оба были мистиками, обоим было тесно в рамках обыденности, оба видели то, что было укрыто от взора других.
Булгаков был немного моложе Грина. Александр Степанович родился в восьмидесятом, а Михаил Афанасьевич в девяносто первом. Из-за разницы в возрасте Грин пришел в литературу раньше. Дебют Грина — «В Италию» состоялся в 1906 году.
А Булгаков, по его собственным словам, написал первый рассказ только в 1919-м.
Так что логично предположить, что Грин мог оказать определенное влияние на будущего автора «Мастера и Маргариты».
Признанные авторитет в области «булгаковедения» Мариэтта Чудакова первой указала на их сходство сюжетных линий рассказа Грина «Фанданго» (1927) и ранней редакции «Мастера и Маргариты» (1928—29).
Кроме того «Чудакова отмечала сходство одного из финальных эпизодов романа с малоизвестным гриновским рассказом «Тифозный пунктир», опубликованным в «литературном приложении» к газете «Накануне» 3 декабря 1922 года — то есть за неделю до того, как в следующем выпуске «Приложения» появился фрагмент «Белой гвардии».
Булгаков и Грин познакомились в доме Волошина летом 1925 года. После той встречи, как вспоминала Нина Николаевна, Булгаков часто навещал их.
Грин и Булгаков — Моряк и Мастер — эта тема еще ждет своих исследователей...