Конструкция сюжета
Очень хорошо технология построения сюжетов Грина описана в повести Леонида Борисова. Там приводится воображаемый диалог между Александром Степановичем и писателем, просящем совета.
— У меня, видите ли, с рассказом затруднение происходит... Идут двое. Впереди лес, дачная обстановка, летний день. Оба устали. ...Сели, а впереди, значит, лес. Лесом идти шесть верст. Скучно. Вы, Александр Степанович, мастер на выдумки. Посоветуйте. Что бы мне тут придумать? Какое то событие должно произойти в ту минуту, когда мои герои сели на лужке. Но — что именно?
— Никаких событий! Заставьте их перелететь этот лес, — не желая шутить, сказал Грин. — Они летят через лес, опускаются на дорогу, идут дальше.
— То есть, как это — перелететь лес? — заикаясь сильнее обычного, спросил Ленский. — Вы имеете в виду аэроплан?
— Зачем аэроплан? Откуда же они, по-вашему, возьмут аэроплан? Нет, никакого аэроплана не надо. Просто-напросто нужно описать, как они подняли руки и полетели над лесом.
— Но ведь это неправдоподобно, дорогой Александр Степанович! — воскликнул Ленский. — Такая сцена испортит весь рассказ. Как вы не понимаете этого!
— А я не понимаю, как это может рассказ выиграть, если вы положите героев своих на травку и дадите им десять страниц на болтовню про своих жен и служебные успехи!... Бог накажет за такие рассказы!