Киногрин
Мало кто из писателей мог похвастаться таким обилием экранизаций как Грин.
Судите сами: всего было создано 12 игровых фильмов и один мультфильм.
Примерно столько же, сколько по Лермонтову и значительно больше, чем, например, по Лескову или Бунину.
Это — хорошая новость.
Есть и плохая.
Большинство этих фильмов никуда не годятся...
Лучшее, что было в кино снято по Грину это, конечно, «Алые паруса» Александра Птушко (1961 год) и «Господин оформитель» Олега Тепцова (1988 год).
Но Александр Птушко специализировался на постановке сказок для детей («Садко», «Илья Муромец», «Руслан и Людмила») поэтому сделал акцент именно на визуальной стороне — пейзажах, костюмах, красивых актерах. И довольно прямолинейную повесть Грина превратил в сладкую, прилизанную киносказку с непременной моралью в конце.
Юрий Арабов, который писал сценарий для «Господина оформителя» шел противоположным путем. В титрах картины значится «по мотивам рассказа А. Грина «Серый автомобиль», но сам Арабов впоследствии признавался, что это — мистификация. Это было сделано лишь для того, чтобы сбить с толку цензуру. Потому что к экранизациям Госкино относилось куда более благосклонно, чем к оригинальным сценариям и придирок к ним было куда меньше.
Те, кто читал рассказ «Серый автомобиль» недоуменно пожали плечами еще на премьере — фильм имел мало общего с рассказом.
Но, как ни странно, мистическим образом текст Арабова впитал в себя «дух Грина» и фильм «не-по-Грину» получился куда более «гриновским», чем все буквальные экранизации.