Глава 2. Индивидуально-авторские мотивы, связанные с идеей движения, в произведениях А. Грина
Идея движения в творчестве А. Грина находит воплощение не только в архетипическом мотиве пути, но и в целом ряде индивидуально-авторских мотивов (Белый огонь, Сердце Пустыни, летающий человек и другие)1. Мы остановимся на нескольких: алые паруса, серый автомобиль, Бегущая по волнам, золотая цепь2 — по следующим причинам.
Данные мотивы объединяются особенностями функционирования в произведении. Все они являются заглавными и сквозными. В тексте фигурируют в двух формах: предметной — в качестве реалий окружающего мира (автомобиль, корабль, статуя и так далее) — и образной — в качестве образов этих реалий в различных картинах мира, создаваемых на художественном и бытовом уровне (в кинокартине, легенде, сказке, истории).
Указанные мотивы, за исключением «серого автомобиля», имеющего простую структуру, существуют в текстах произведений в качестве вариационных рядов (мотив алых парусов создают образы игрушечной яхты и настоящего судна; мотив Бегущей по волнам — образы Фрези Грант, статуи, корабля; мотив золотой цепи — образы цепи и дворца). Смысловое поле каждого из них составляет семантика отдельных вариантов. В результате мотивы обрастают большим количеством значений, приобретают символический характер.
Следует оговорить, что идея движения по-разному выражена в исследуемых сюжетных элементах. Прямо и непосредственно — в мотивах алых парусов, серого автомобиля, Бегущей по волнам, так как значение пространственного перемещения занимает в их семантике основное место. Мотив золотой цепи репрезентирует данную идею по принципу доказательства от противного, поскольку заключает в себе сему «неподвижность».
Примечания
1. В наименованиях образов мы сохраняем авторское написание заглавных и прописных букв.
2. К ним примыкает и образ «дорога никуда», который рассматривался в первой главе как вариант мотива пути.