Введение
Тема, выбранная нами для исследования, звучит так: «Проза Александра Грина: эволюция хронотопа».
Безусловно, Грин оставил после себя огромное культурное наследие. Прежде всего, он известен как автор феерии «Алые паруса» и романа «Бегущая по волнам»; но, помимо этого, им написано достаточно большое количество рассказов и повестей, действие которых происходит в определенном пространстве, где грани фантастики причудливо переплетаются с реальностью.
Это некая страна, которая во многом пересекается с реальными географическими пунктами; читатель отчетливо понимает, что находится на Земле, но при этом точно не знает, где именно.
...«Гринландия» — такое название позже даст ей советской критик и литературовед Зелинский1.
Как и любая страна, Гринландия обладает своим неповторимым времяпространством, иначе говоря — хронотопом. В результате исследования хронотопа Гринландии в произведениях А.С. Грина, мы обнаружили, что это явление до сих пор недостаточно изучено, что определяет актуальность нашей темы и требует дальнейшего исследования.
Хронотоп этого мира разнообразен. Создание и видоизменение этой полувымышленной Вселенной, легко прослеживаются даже в период первоначальных исследований. Почему «полу»? Потому, что многие описания природы, мест легко узнаваемы для читателя, при условии, что последний когда-либо бывал в земной аналогии описываемого места, например, в Крыму или на Кавказе.
При сопоставлении ранних и поздних произведений, где-то выявляются неточности, но из-за этого неведомая страна становится более живой и красочной. Мы словно наблюдаем со стороны за ее возникновением — сначала она проявляется лишь отдельными кусочками (как появился остров Рено в одноименном рассказе), а затем — разворачивается во всю ширь, превращается практически еще в одного героя произведений (феерия «Алые паруса» и другие).
Рассказы Грина зачастую требуют времени для осознания и размышления. Они далеко не такие светлые и радостные, как это мог бы предположить неискушенный читатель, знающий писателя лишь по «Алым парусам» или «Бегущей по волнам». В них поднимаются серьезные проблемы, рассматриваются разные стороны жизни. И все же Гринландия в этих рассказах раз за разом погружает читателя в фантастическую атмосферу вселенной.
И, безусловно, уникальные временные и пространственные характеристики страны очень важны для наилучшего понимания происходящего в произведениях Грина. Исходя из этого, мы определяем хронотоп страны Гринландии в качестве объекта нашего исследования. Поскольку в одной работе охватить все грани хронотопа невозможно, предметом нашего исследования является эволюция хронотопа этой страны.
Материалом исследования для наших изысканий стали произведения Грина, в которых присутствует страна Гринландия.
Нам нужно определить, как именно развивались хронотопы Гринландии в процессе появления новых произведений; это и будет являться целью нашего исследования.
Таким образом, становятся понятными задачи.
Во-первых, необходимо изучить биографию А.С. Грина, чтобы возможно было определить, насколько реальный мир нашел отражение в стране писателя.
Во-вторых, следует уточнить границы понятия «хронотоп». Безусловно, мы не можем изучать это явление в частности (т.е. его эволюцию), не имея достаточной теоретической базы в целом.
В-третьих, требуется тщательно исследовать своеобразие художественного времени и пространства в вымышленной стране.
И, наконец, в-четвертых, мы должны раскрыть возникновение и развитие хронотопа в произведениях А.С. Грина.
Для проведения подробного исследования мы использовали следующие методы: традиционный историко-литературный метод, анализ поэтики художественного мира, а так же элементы историко-сравнительного подхода.
Примечания
1. Зелинский К.Л. Жизнь и творчество А.С. Грина // Грин А.С. Фантастические новеллы. М., 1934. С. 3—35.